В Тюмени идет предварительное расследование дела о хранении наркотиков. Подозреваемый — гражданский активист Николай Ламбин. По его утверждению, вещество было подброшено ему при задержании, а истинный характер дела — политический.
Николай — один из тех, кто начал общественнyю активность после декабрьских выборов в Государственную думу. Он был одним из организаторов беспрецедентной для Тюмени по количеству участников акции протеста 10 декабря, а также готовил предотвращенный сотрудниками полиции флэш-моб «Мой голос украли». Впрочем, постоянным активным участником оппозиционного движения Николай не стал. Им достаточно быстро заинтересовались сотрудники центра по противодействию экстремизму. В ходе профилактических бесед они неоднократно советовали молодому человеку воздержаться от участия в движении «За честные выборы». Стремясь избежать проблем с правоохранительными органами, к весне Николай практически отошел от участия в какой-либо общественной жизни.
Однако 12 мая, по пути на регистрацию собственного брака, Николай Ламбин был задержан сотрудниками в штатском: оперативными работниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков при УМВД по Тюменской области и центра по противодействию экстремизму при ГУВД по Тюменской области. В кармане у молодого человека был обнаружен пакетик с белым веществом. Как выяснилось позднее, в нем было 2.32 грамма героина. Однако то, что вещество принадлежало ему, Николай Ламбин отрицает.
Николай Ламбин: Когда меня задержали, в машину засунули, на заднее сиденье, и было сказано: «Мы же тебя предупреждали».
Сотрудник из наркоотдела пакетик мне этот показал: «На - говорит, - держи». В карман положил и карман застегнул. А руки у меня были завязаны ремнем. Я понимаю, если бы мне где-то в автобусе, в давке засунули, а потом нашли. А здесь я вижу все своими глазами, как они это делают... Привели понятых, я сразу сказал, что подписывать ничего не буду, это не мое. Когда я вышел из машины, сразу понятым сказал, что вот, мне подкинули, в правом кармане. Когда делали досмотр при понятых - меня даже не досматривали. Из одного кармана достали и сразу в машину обратно посадили. Другие карманы даже не были проверены, У меня была сумочка — тоже не проверили.
Дарья Мышленникова: В деле, заведенном по ч. 1 ст. 228 УК РФ, присутствуют явка с повинной и протокол допроса в качестве обвиняемого. В нем Ламбин признается, что найденные наркотики принадлежат ему. Однако эти показания, утверждает Николай, были даны под давлением. На теле молодого человека действительно видны следы побоев. Николай рассказал, что били его в машине.
Николай Ламбин: В основном в машине. Я посидел, оценил ситуацию: ну, не подпишу я сейчас — вдруг получу травму серьезную. Все знают о нашей полиции, какими методами она добивается подписания бумаг.
Дарья Мышленникова: В день задержания Ламбин был отвезен на освидетельствование. Следов наркотических веществ в его в организме обнаружено не было. …И результаты освидетельствования к делу не прикрепили.
Одной из причин задержания Николай считает свою поездку в Москву. В начале месяца он летал в столицу по делам, а заодно участвовал в «Марше миллионов».
С тем, что это могло стать поводом для задержания, согласен и адвокат Николая - член Тюменской городской коллегии адвокатов Алексей Ладин.
Алексей Ладин: Во время обыска, который проходил у него дома, искали не наркотики, а нечто другое, нечто более крупное. Даже сам факт того, что изъяли у него электронные носители, тоже о чем-то говорит. Спрашивали, конкретно интересовались, где у него находятся видео- и фотофайлы с его поездки в Москву. Никто ничего не скрывает, в общем-то.
Дарья Мышленникова: Дело — политическое, уверен уже занимавшийся «экстремистскими делами» Алексей Ладин.
Алексей Ладин: На самом деле было все просто: это месть, явная месть сотрудников центра по борьбе с экстремизмом за активность в плане митингов. Месть Ламбину. Причем конкретное было предупреждение. Когда он встречался с сотрудниками центра Э, ему сказали: ты будь аккуратнее, поменьше проявляй активность, иначе у тебя найдут наркотики. Что и произошло. То, что сотрудники центра по борьбе с экстремизмом почему-то заинтересовались якобы наркоманом Ламбиным самом по себе красноречиво говорит о том, что это — месть.
Дарья Мышленникова: На сегодняшний день Николай в присутствии адвоката уже дал новые показания — в них он отрицает данные ранее признания и излагает представленную выше версию событий. Кроме того, следственным управлением Следственного комитета по Тюменской области по сообщениям в СМИ начата проверка действий полицейских. Заметим, что это не первый в России случай обвинения политического активиста по 228-й статье. Так, весной 2010 года за хранение марихуаны был оштрафован новосибирский художник Артем Лоскутов. В конце минувшего года к 10 годам лишения свободы была приговорена член организации «Другая Россия» Таисия Осипова. В этих случаях, как и ряде похожих, активное участие в ведении дела принимали сотрудники центра по противодействию экстремизму, и у защиты есть основания считать, что обвинение в хранении наркотиков — лишь предлог для политических репрессий.