Десантник Михаил Вистицкий - о своих новых планах

Михаил Вистицкий

Одно из оппозиционных движений, возникших на волне массовых акций за честные выборы, – движение "За честную власть". Его активисты накануне "Марша миллионов" призывали людей прийти на Манежную площадь и организовать там палаточный лагерь.

Однако акция не состоялась: не все организаторы пришли на Манежную площадь, а полиция разогнала немногочисленных участников. В итоге внутри самого движения возник конфликт, и у участников протестов появились вопросы к одному из самых ярких представителей движения - Михаилу Вистицкому, автору нескольких протестных песен, которые он исполнял во время и после митингов "За честные выборы".


6 мая сам Михаил Вистицкий не пришел на Манежную площадь. И, по мнению многих наблюдателей, вовсе ушел из публичной деятельности. Накануне акции он заявлял о том, что ему удалось убедить своих коллег по всей России в необходимости участвовать в протестах, а также обещал вместе с ними защищать мирных демонстрантов от недобросовестных сотрудников полиции.

В интервью Радио Свобода Михаил Вистицкий сказал, что он сам разочаровался в людях, которые не задумываются, в какой стране они живут, и теперь будет "бороться с властью" не песнями, а "другим методом".

– Что вы делали и где вы были 6 мая в день "Марша миллионов"?

– Ещё до начала марша мы подали заявку на митинг, но в течение трех дней ответа не последовало. И по закону мы считали его разрешенным. В связи с этим я начал призывать своих единомышленников прийти на Манежную площадь в 19.00 после "Марша миллионов". Об этом мы говорили даже на специальной пресс-конференции кампании "За честную власть" 4 мая. Мы старались оповестить народ. Действо было согласовано и с оргкомитетом "Марша миллионов", два раза я разговаривал с Сергеем Удальцовым, на конференцию приезжал Сергей Давидис. Мы договорились, что после окончания марша в 19.00 народ попросят прийти на Манежную площадь и разбить палаточный лагерь.

Мои сторонники, ветераны воздушно-десантных войск, брали на себя обязанность охранять этот палаточный лагерь. Часть наших людей участвовала в "Марше миллионов", где в 16.30 произошло то, что произошло: давка, сидячая забастовка, столкновения с полицией. Узнав об этом, я принял решение отправить ещё одну часть группы на Болотную площадь. Но пока мои люди туда добирались, было уже поздно: допуска не было, 12 станций метро заблокировали – и всё было сорвано. Но мы оставались на Манежной площади всю ночь на 7 мая вплоть до инаугурации. 1500 моих людей вместе со мной находились в пределах Манежной площади:

– Где именно? Вас там не видели.

– Мы были рядом: накануне сняли несколько квартир, номеров в гостиницах, офисов. Ждали народ, но никто так и не пришел.

– А что потом? Вы сами так и не вышли на Манежную?

– 5-го мая я покупал припасы для защиты лагеря (респираторы, троссы, мегафоны, рации), группа людей пыталась спровоцировать меня на драку, машине прокололи два колеса. За мной постоянно следили, мой сотовый телефон прослушивался. Провокации были постоянно. 7-го мая после 12 часов дня мы поехали на съемную квартиру высыпаться. Когда мы проснулись, возле подъезда стояли человек 7-8 и полицейская машина. Когда мой помощник вышел купить сигарет, эти люди сообщили, что будет спровоцирована драка. После этого ещё двое суток из окна я видел полицейскую машину.

– Что стало с вашими припасами?

– Они все целы и готовы к применению. Собираемся использовать.

– Когда?

– Ещё не обсуждалось, точно сказать не могу. Вообще мы не считаем, что 12 июня может что-то измениться. Это просто поддержка нашего факела. Все основные действия будут уже после этого. Большая часть наших людей думает о борьбе в правовом поле, мы хотим создать свою партию, которая будет основываться на трех китах: народовластии, местном самоуправлении и гражданском праве.

– Кто будет создавать вашу партию?

– Мы, десантники, то есть основной костяк – наши ветераны, а присоединиться могут все желающие. Мы готовы поддерживать все протестные движения. Но если так сложится, что гайки закрутят, и на митинги никто не будет ходить, мы будем бороться по-другому, но в правовом поле. Партийное строительство отнимает большое количество времени. Нужно иметь больше 42 региональных отделений, это большая организационная работа.

- Не боитесь ли вы, что люди не потянутся к вашей партии?

– Не боюсь. Если люди думали, что они будут просто махать своими белыми шариками, а кучка десантников защитит "Марш миллионов" и изобьет омоновцев, то они ошибались. Надо, чтобы люди сами начали принимать активное участие в протестных акциях. В Москве 12 миллионов жителей, а в лучшие времена выходит не больше 100 тысяч человек. Это капля в море. И пока нас, активных, не будет миллиона 3-4, всё будет бессмысленным. Если бы пришли 100 тысяч человек на Манежную площадь, мы бы защищали их и сегодня.