Был ли Lucky Томпсон счастливчиком?

Lucky Thompson

16 июня- день рождения джазового саксофониста Ели Лаки Томпсона, ему посвящена очередная программа "Время Джаза". Радио эфир 17 июня в 23 часа.
Он был совсем еще крошкой, когда отец купил ему свитер, на котором большими буквами было написано Lucky, “Счастливчик”. Лишь много лет спустя отец понял, что подарок этот, это Lucky, заменило имя сына, которое он ему дал при крещении – Илай. Илай Томпсон по кличке Lucky появился на свет в Коламбии, Южная Каролина, шестнадцатого июня 1924 года. И хотя пластинки и си-ди Томпсон выпускал под своим профессиональным именем Лаки Томпсон, композиции свои он подписывал именем, стоявшим в метрике.
http://www.youtube.com/embed/DPAewlXKcJE
Лаки родился в Коламбии, но рос в Детройте. Мальчишкой он, после смерти матери, нянчил братьев и сестер и учился перебирать воображаемые клапаны саксофона на домашней метелке. Он начинал в вокальной группе, но вскоре (на дворе был военный 43 год и взрослые джазмены были призваны в сухопутные и во флот), вскоре он попал на несколько месяцев в оркестр Эрскина Хокинса, а затем - Лайонела Хэмптона. Он играл у Дона Редмена, у Билли Экстайна (у которого в ту эпоху наводили глянец на новорожденный бибоп Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер); играл Лаки и у другого Лаки – Миллиндера, а затем у Каунта Бейси. То есть, начав со свинга, он стал одним из саксофонистов бибопа и хард- бопа, откуда и его участие в комбо Кенни Кларка, Майлза Дейвиса, Диззи Гиллеспи и Милта Джексона.

Принято считать, что именно Джон Колтрейн в ранних шестидесятых вернул сопрано-саксофон на джазовую авансцену, но Лаки Томпсон и Стив Лейси играли на сопрано в ту же эпоху и явно ближе к бибопу.
http://www.youtube.com/embed/wi5D1D3Shzc
Лаки Томпсон был нелегкого характера. Он откровенно называл продюсеров, хозяев фирм звукозаписи, менеджеров – жуликами и ворюгами. К процветанию это привести не могло и, не смотря на то, что Лаки нашел свой собственный голос и избежал всепроникающего, а подчас и давящего влияния Чарли Паркера, не смотря на то, что он выступал и записывался и со Стеном Кентоном, Милтом Джексоном, Эрроллом Гарнером и с Майлзом Дейвисом (диск Walk in), ему пришлось в 57 году переселиться в Париж, где он играл и записывался с французскими джазменами (Солалом, Лафитом, Рено, Вильером и Пошонэ) до 62 года. Лаки попробовал вернуться в Штаты, прозондировать почву, но через несколько лет вновь оказался в Европе, в Швейцарии на этот раз, в Лозанне, где он дудел в свои два сакса с 68 по 70-й год…

Один из лучших дисков Лаки “Господь, доведется ли мне когда-нибудь узнать?”, увидел свет лишь в 97 году, когда Лаки, вернувшийся в США, в Сиэтл, был, увы, бездомным бродягой. Жена его умерла, а сын-гитарист отцом не занимался. Дикая все же история! Ведь Майлз Дейвис всегда называл его своим другом! Но в итоге судьба нашла ему скромное местечко в приюте для бездомных, где он и скончался в 2005 году. Надпись на свитере, подаренном отцом, “Счастливчик”, видимо, была неудачной шуткой…

Саксофонист Карлос Уесли “Дон” Байез считал, что он, как и Коулмен Хокинс и Лестер Янг, имеет право быть главой школы, стиля. Среди своих лучших учеников он называл Пола Гонзалвеса и Лаки Томпсона.
Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 17 июня в 23:00 мск.