Все герои этой программы «Времени Джаза» родились в июне

ДС: Он был совсем еще крошкой, когда отец купил ему свитер, на котором большими буквами было написано «Lucky», «Счастливчик». Лишь много лет спустя отец понял, что подарок этот, это «Lucky», заменило имя сына, которое он ему дал при крещении – Илай. Илай Томпсон по кличке «Lucky» появился на свет в Коламбии, Южная Каролина, шестнадцатого июня 1924 года. И хотя пластинки и си-ди Томпсон выпускал под своим профессиональным именем Лаки Томпсон, композиции свои он подписывал именем, стоявшим в метрике.
Добрый день, вечер или ночь! Где бы вы ни были, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС. Лаки Томпсон открывает сегодняшнее «Время Джаза»:

Lucky Thompson - Thin Ice – 4:52 (Lucky Thompson - Nothing But The Soul - EMI)

ДС: «Thin Ice», «Тонкий лед», композиция Илайи Томпсона, тенор-саксофон. Бенуа Кёрсан – играл на контрабасе и Жерар Дэйв Пошонэ – на ударных. Запись была сделана в Париже в 58 году, а сам винил вышел под общим названием «Американцы свингуют в Париже».
Лаки родился в Коламбии, но рос в Детройте. Мальчишкой он, после смерти матери, нянчил братьев и сестер и учился перебирать воображаемые клапаны саксофона на домашней метелке. Он начинал в вокальной группе, но вскоре (на дворе был военный 43 год и взрослые джазмены были призваны в сухопутные и во флот), вскоре он попал на несколько месяцев в оркестр Эрскина Хокинса, а затем - Лайонела Хэмптона. Он играл у Дона Редмена, у Билли Экстайна (у которого в ту эпоху наводили глянец на новорожденный бибоп Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер); играл Лаки и у другого Лаки – Миллиндера, а затем у Каунта Бейси. То есть, начав со свинга, он стал одним из саксофонистов бибопа и хард- бопа, откуда и его участие в комбо Кенни Кларка, Майлза Дейвиса, Диззи Гиллеспи и Милта Джексона.
Принято считать, что именно Джон Колтрейн в ранних шестидесятых вернул сопрано-саксофон на джазовую авансцену, но Лаки Томпсон и Стив Лейси играли на сопрано в ту же эпоху и явно ближе к бибопу.

Lucky Thompson - In a Sentimental Mood – 5:49 (Lucky Thompson - Lucky Strikes – Prestige)

ДС: - «In a Sentimental Mood», «В сентиментальном настроении» Дюка Эллингтона и Ирвинга Миллса. Лаки Томпсон – сопрано-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Ричард Дейвис – контрабас и Конни Кей – ударные. 15 сентября 64 года, Нью-Йорк.

ДС - Лаки Томпсон был нелегкого характера. Он откровенно называл продюсеров, хозяев фирм звукозаписи, менеджеров – жуликами и ворюгами. К процветанию это привести не могло и, не смотря на то, что Лаки нашел свой собственный голос и избежал всепроникающего, а подчас и давящего влияния Чарли Паркера, не смотря на то, что он выступал и записывался и со Стеном Кентоном, Милтом Джексоном, Эрроллом Гарнером и с Майлзом Дейвисом (диск «Walkin’»), ему пришлось в 57 году переселиться в Париж, где он играл и записывался с французскими джазменами (Солалом, Лафитом, Рено, Вильером и Пошонэ) до 62 года. Лаки попробовал вернуться в Штаты, прозондировать почву, но через несколько лет вновь оказался в Европе, в Швейцарии на этот раз, в Лозанне, где он дудел в свои два сакса с 68 по 70-й год…
Ваши ламповые и транзисторные разной мощности и габарита настроены на короткие и средние «Свободы». В летнем эфире «Время Джаза». Вы так же может слушать нас на смартфонах, мобильниках и ноутбуках с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Lucky Thompson - Choose Your Own – 6:17 (Lucky Thompson - Lord, Lord Am I Ever Gonna Know – Candid)

ДС: - «Choose Your Own», «Выбери своё собственное» - композиция и соло без аккомпанемента Лаки Томпсона. Париж, весна 60 года. Удивительные переходы Лаки с сопрано на тенор и снова на сопрано.
Этот диск, «Господь, доведется ли мне когда-нибудь узнать?», увидел свет лишь в 97 году, когда Лаки, вернувшийся в США, в Сиэтл, был, увы, бездомным бродягой. Жена его умерла, а сын-гитарист отцом не занимался. Дикая все же история! Ведь Майлз Дейвис всегда называл его своим другом!
Но в итоге судьба нашла ему скромное местечко в приюте для бездомных, где он и скончался в 2005 году. Надпись на свитере, подаренном отцом, «Счастливчик», видимо, была неудачной шуткой…
Саксофонист Карлос Уесли «Дон» Байез считал, что он, как и Коулмен Хокинс и Лестер Янг, имеет право быть главой школы, стиля. Среди своих лучших учеников он называл Пола Гонзалвеса и Лаки Томпсона.

Lucky Thompson - Love and Respect – 5:15 (Lucky Thompson - Lord, Lord Am I Ever Gonna Know – Candid)

ДС: «Love and Respect», «Любовь и уважение» - тема Томпсона. Марсиал Солал – рояль; Питэр Транк – контрабас и Кенни Кларк – ударные. Запись 60 года.
На этих теплых, чуть шершавых нотах Лаки мы и расстанемся с ним сегодня. Увы, большинство его записей уцелело лишь на виниле. Нужно, видимо, дождаться, когда какой-нибудь поклонник его таланта, займется ремастерингом записей этого удивительного саксофониста.


ДС - Прежде чем перейти к Чико Кориа, вспомним великого пианиста, который не мог себе вообразить смысл слова «клавишник». Это Эрролл Луи Гарнер, родившийся в Питсбурге, Пенсильвания 15 июня 1921 года. Вся планета знает об Эрролле, весь мир слушает его музыку, но никто не помнит о том, что у Эрролла был старший брат, пианист, Линтон. Линтону, наверное, не повезло: идеальный слух и феноменальная музыкальная память были даром, которым небеса наградили младшего Гарнера. Он запоминал то, что еще не было для него нотной азбукой, просто глядя через плечо семейной учительницы музыки. В десять лет он уже был звездой музыкального радио-шоу.
В Пскове, Пензе, Пятигорске, Перми, Приволжске, Полесске, Приморске, Петергофе и на все остальные буквы вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. В городе на ту же букву – Парижске – у микрофона ваш ДС.

Erroll Garner - St. Louis Blues – 2:37 (Erroll Garner - The Quintessence New York – Hollywood – Associated ZZ)

ДС: «St. Louis Blues», всегда приятно услышать мэтра, играющего музыку другого мэтра. Отсюда и Эррролл Гарнер, исполнивший знаменитый блюз WC Handy. В этом славном занятии Гарнеру помогали: Билл ДеАранго – гитара и Джон Ливи-Младший – контрабас. Запись была сделана в Городе Желтого Дьявола 7 сентября 1945 года.
Несомненно, Гарнер спал не на нормальной подушке, а на ворохе нот французских пианистов-импрессионистов.
Само собой, это размышления вслух…
А где же свинг? Где упругость джаза? Видимо там, где небесная синева исчезает, переходя в вечность, в отсутствие цвета. Но было бы глупостью думать, что Эрролл Гарнер был композитором и пианистом файф-о-клоков и гостиничных холлов. Отмечу, что в грядущей вещичке он похож на юного Ахмада Джамаля из холла гостиницы «Пёршинг», но в обоих случаях это джаз… В конце-то концов, проще обвинить Равеля, что его постоянно сдувало в сторону Нового Орлеана, чем наоборот! N’est pas?

Erroll Garner - It's the Talk of the Town – 6:02 (Erroll Garner - Compact Jazz - Mercury – Polydor)

ДС: - «It's the Talk of the Town» или, увы, «То, о чем все говорят». Стандарт Джерри Ливингстона. Эрролл Гарнер – соло. Диск-компиляция, вышедший на «Mercury» в 1987 году, то есть десять лет спустя после кончины пианиста…
Если творческая родословная Гарнера идет от Фатса Уоллера, то среди его учеников мы находим, кроме уже названного Ахмада Джамаля, Карла Пёркинса, Эллиса Ларкинса, Реда Гарленда, Финиаса Ньюборна, Джерри Уиггинса и, во Франции, Марсиала Солала.


ДС - Само слово «клавишник» и «мульти-клавишник» вошло в джаз с Антонио Армандо "Чико" Кориа. Он родился в Челси, Массачусетс 12 июня 41 года. Чик Кореа лауреат дюжин и дюжин самых престижных премий. Он появился на музыкальной сцене исключительно во время, как для собственной карьеры, так и для Майлза Дейвиса, который искал новое звучание, новых молодых джазменов и который уже наметил слияние джаза, рока и электронного звучания – фьюжн. Кориа испанских и итальянских кровей. Его отец был трубачом Диксиленда. Он усадил крошку Тони за фортепьяно в четыре года. Опять все те же, не достающие до педалей, детские сандалии и белые носочки… Чик или Чико («мылышка») влип в самую гущу джаза шестидесятых, джаза на марше, джаза, пытавшегося найти новые формы, выжить, зазвучать по-новому. Но об этом отдельно. Отдельно о Кориа, о том, что теперь он отвечает за международный День Джаза, о том, что он был создателем невероятного оркестра «Возвращение в будущее».
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза». Вы прекрасно понимаете, что ваш ДС выдаст вам Чико Кориа – акустического, а не клавишника. Это Кориа, погруженный в волны времени. Его пьеска называется «Прошлое, Настоящее и Будущее». И отнюдь не случайно. Кориа – ученик и последователь Рона Хаббарда, основателя школы Саентологии, как бы к ней не относились в разных странах мира. Во Франции она почти запрещена; по крайней мере, живет на птичьих правах.
С Чиком Кориа, рояль, в его «Новом Трио» играют Авишаи Коэн – контрабас и Джефф Баллард – ударные. Композиция построена с точностью или механикой скорее классической музыки.

The Chick Corea New Trio - Past, Present & Futures – 9:39 (The Chick Corea New Trio - Past, Present, & Futures - STRETCH RECORDS)

ДС: - «Past, Present & Futures», причем «Будущее» во множественном числе. Композиция Чико Кориа. Кореа – рояль, Авишаи Коэн – контрабас и Джефф Баллард – ударные. Запись 2001 года. Музыку этого си-ди Кориа посвятил Анне – своей матери.
Если вы опоздали к началу этого выпуска «Времени Джаза» - не беда. Вы всегда найдете все последние подкасты джаза на «Свободе» на нашем сайте svobodanews.ru. До следующей недели, всех вам благ и голубого летнего неба! Чао, бай-бай!