"Закон Магнитского": устрашение с оговорками

"Закон Магнитского", принимаемый в США, возможно, не будет слишком устрашающим для российских чиновников

Комитет Сената по международным отношениям 19 июня проводит голосование по проекту "Закона Магнитского". Свою версию этого билля несколько дней назад одобрил комитет Палаты представителей. Переговоры об окончательно варианте сенатского законопроекта велись вплоть до последнего дня.

"Закон Сергея Магнитского" предусматривает запрет на въезд в США более чем пятидесяти российских чиновников, причастных к гибели юриста фирмы Hermitage Capital, и арест их активов, размещенных в стране. Эти санкции также предлагается распространить на любых должностных лиц, повинных в нарушении прав человека в России. Комитет по Международным отношениям нижней палаты Конгресса уже единодушно одобрил эту меру.

– Между Сенатом и администрацией сейчас ведутся интенсивные консультации по поводу того, кто будет идентифицировать нарушителей прав человека в России и определять, каким санкциям они подвергнутся, – рассказал сотрудник Института American Enterprise Даниэль Вайдич. – Видимо, в итоге это будут делать как Государственный департамент, так и Конгресс, но с сохранением ведущей роли за внешнеполитическим ведомством. Еще одна – и очень важная – тема консультаций состоит в том, будет ли действие закона ограничено одной Россией или распространено также на другие страны. За расширительный вариант закона стоит Белый дом, который хочет таким образом смягчить негативную реакцию Москвы.

По мнению аналитиков, администрации это вряд ли удастся, и единственной страной, подпадающей под действие закона, в итоге будет Россия.

– Переговорный процесс в Сенате вокруг "Закона Магнитского" носит сложный характер, – говорит Даниэль Вайдич. – Сейчас складывается следующий консенсус между лидерами демократов и лидерами республиканцев, включая ключевого республиканского игрока Джона Маккейна: закон будет принят, но в интересах нормализации двусторонних американо-российских отношений его одобрение произойдет в увязке с отменой поправки Джексона-Вэника.

Как отмечают обозревали, президент может наложить вето на законопроект, но администрация, скорее, выхолостит документ таким образом, чтобы максимально затруднить зачисление в него проштрафившихся российских чиновников. Однако если демократы в Сенате пойдут в этом навстречу Белому дому, они неминуемо утратят поддержку Маккейна, а вместе с ней – и шансы на отмену поправки Джексона-Вэника и нормализацию торговых отношений с Россией в рамках ВТО. Иными словами, в этом случае сохраняется статус-кво. Вероятность этого сценария тоже не особо велика.

Угрозы Кремля ответить на этот закон своими собственными санкциями, по-видимому, не слишком беспокоят Вашингтон. Американские аналитики не видят ту область, в которой такой ответ мог бы произойти. Это не Афганистан, по которому интересы Вашингтона и Москвы совпадают, ни Иран или Сирия, по которым позиции сторон и так расходятся кардинально.