Владимир Кара-Мурза - о власти и оппозиции в России

На митинге-шествии 12 июня в Москве

Комиссия Госдумы по вопросам депутатской этики в четверг, 21 июня, на своем заседании предложила членам фракции "Справедливая Россия" Геннадию и Дмитрию Гудковым и Илье Пономареву "подумать о сдаче мандатов" - в случае их дальнейшего участия в несанкционированных уличных акциях. Комиссия обязала Геннадия Гудкова извиниться перед полицейскими за свое высказывание во время обысков в частном охранном предприятии "Пантан", принадлежащем его родственникам.

Владимир Кара-Мурза: Все политические силы страны в ходе открытой дискуссии должны дать ответ на вопрос о формуле модели демократии. Об этом Владимир Путин заявил на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Чуть ранее на форуме по тому же поводу оппозиции высказался и первый вице-премьер Игорь Шувалов, отметивший, что "мы обязаны работать со всеми: и теми, кто выходит на Болотную площадь, проспект Сахарова, и теми, кто не согласен с ними",— заявил он.
Комиссия Госдумы по этике предложила депутатам-эсерам - Дмитрию и Геннадию Гудковым и Илье Пономареву - "добровольно сдать мандаты". Комиссия посчитала их поведение на Марше миллионов порочащим статус депутата.
Сегодня же было предъявлено обвинение по делу о массовых беспорядках на Болотной площади экс-помощнице Пономарева Марии Бароновой. Следственный комитет обратился в Госдуму за согласием на возбуждение уголовного дела в отношении депутата от КПРФ Владимира Бессонова.
В следственные органы по Ростовской области обратились сотрудники полиции с заявлением о привлечении его к уголовной ответственности.
Кировский мировой суд Астрахани во вторник рассмотрел дело о проведении бывшим кандидатом на пост мэра города, членом "Справедливой России" Олегом Шеиным несанкционированной акции 12 июня. Он стал одним из первых, кого судят по новому закону о митингах.
Депутат Госдумы Илья Костунов, отправивший запрос на проверку счетов Алексея Навального, после сообщений в прессе об обнаружении у лидеров оппозиции крупных объемов денежных средств, заявил, что получил сообщение некого гражданина, который заявлял, что большинство переводов на кошелек Навального сделано с сокрытием источника.
Какую тактику выберет власть – репрессий против оппозиции или диалога с ней? Об этом мы беседуем с Владимиром Бессоновым, депутатом думского комитета по обороне от фракции КПРФ, Ильей Костуновым, членом думского комитета по безопасности и противодействию коррупции от фракции "Единая Россия" и Анатолием Локтем, первым секретарем новосибирского обкома КПРФ и Олегом Шеиным, депутатом Астраханской областной думы. Как по-вашему, искренне ли выглядит готовность Кремля к диалогу со всеми политическими силами на фоне тех уголовных дел, о которых я сказал?

Анатолий Локоть: На самом деле очень важный вопрос, как поведет себя власть после выборов в Государственную думу и президента Российской Федерации. Потому что страна, в отличие от предыдущих выборов, вышла из этих выборов расколотой. Во всяком случае, избиратели вышли расколоты, они были разделены на наших и не наших. Те, которые наши – голосовали за Путина, голосовали за партию власти, а остальные – те, которые на Болотной, те, которые на Сахарова, те, которые в других городах Российской Федерации выходят или может быть пока не выходят на акции протеста. Как должна повести себя власть в этих условиях? Мы полагали бы, что нужны какие-то консолидирующие действия примирительные, нужен какой-то диалог, поиск какого-то компромисса. Мы говорили, что выдвижение Владимира Владимировича Путина третий раз будет вызывать вопросы до истечения его полномочий, будет он избран или не будет. И вот это произошло. К сожалению, сценарий поведения власти, самый худший, по-моему, вариант избран. Это все-таки пытаться додавливать или задавливать не наших. Отсюда стремление развернуть репрессии в отношении депутатов, в отношении несогласных. Непонятная совершенно, с нашей точки зрения, провокация 6 мая, которая произошла, после которой известное заявление было продавлено в Государственную думу усилиями только одной фракции. При этом все остальные фракции трех оппозиционных партий требовали: давайте сначала разберемся, давайте найдем, кто виновный. Нет, давайте принимать обращение, чтобы через несколько дней протащить через Государственную думу закон о повышении штрафов за проведение митингов и шествий. И после этого репрессии в отношении депутатов.
Вообще комиссия по этике – само название. Нужно поддерживать этику, нужно поддерживать определенные правила поведения между депутатами, взаимоотношения в Государственной думе. А тут комиссия по этике сама превращается в репрессивный орган и пытается надавить на депутатов, заставить их сложить полномочия. Подчеркиваю: в соответствии с законодательством Российской Федерации сложить полномочия заставить депутатов не может никто.

Владимир Кара-Мурза: У нас Владимир Бессонов, которого хотят насильственно лишить полномочий. В чем суть предъявляемых вам обвинений?

Владимир Бессонов: Я впервые на Радио Свобода. Наверное, с учетом последних событий уместно было бы сказать: с чистой совестью на Свободу. Суть претензий заключается в том, что 2 декабря произошли события в городе Ростове-на-Дону. С ними можно познакомиться на Yuotube "Так рождается свобода". На самом деле ситуация комичная с начала и до конца. Начиная с того, что впервые в Ростове 2 декабря отмечали новый год, продавали елки возле администрации области, и это стало предлогом запрета митинга. Мы не поддались провокации и заявленный митинг перевели на другую сторону улицы, пригласили людей, и заявили это не митинг, а встреча с избирателями. И предоставили слово не участникам митинга, а только депутатам Госдумы действующим, Коломиец и Емельянов находились, депутаты законодательного собрания Ростовской области и 17 депутатов были в депутаты в Государственную думу от трех политических партий. В этой ситуации полиция, единственное, что могла сделать – спросить, чем мы можем быть вам полезны. Если они считают, что действительно можно запрещать проведение встречи с избирателями, то они могли составить протокол и направить этот протокол в суд. Вот адекватные, в соответствии с законом действия полиции.

Владимир Кара-Мурза: А на самом деле что произошло?


Владимир Бессонов: А на самом деле была осуществлена массовая попытка прорваться полиции к дизельной электростанции, она не удалась, потому что люди встали на защиту, не пустили физически. А уже прорваться лично начальнику полиции Ростовской области Антону Грачеву к оборудованию удалось, и он вырвал, поломал оборудование, вырвал микрофон с мясом из звукоусиления. И это стало провокацией к тому, чтобы люди начали действовать адекватно. Если он нарушает закон, люди действуют адекватно, участники митинга, а там были ветераны войны, уважаемые люди. Произошла потасовка, в результате которой полиция потеряла рацию, потеряли погоны, шапки летели. Злости не было ни с одной, ни с другой стороны.

Владимир Кара-Мурза: Как развивается ваш судебный процесс по обвинению в массовых беспорядках 12 июня?

Олег Шеин: Массовые беспорядки по обвинению полиции сводились к тому, что народ скандировал "Долой полицейское государство" и "Наш мэр Олег Шеин". Однако, когда полицейские выступали в суде и принесли полицейские же видео, то мы вместе с судом удостоверились, что полицейское видео не подтверждает ни один факт, ни другой. Тем не менее, практически уверены, что решение будет вынесено против нас, потому что мы наблюдаем не какую-то точечную политику, а мы наблюдаем способ закрыть стране рот. Это сделать не получится, мы живем в совершенно другом обществе. Декабрь и события в других городах, в Астрахани в том числе ситуацию изменили. Но система, которая не дает людям на нее влиять, она не просто обречена, она обречена с большими потрясениями для страны.

Владимир Кара-Мурза: Что навело вас на подозрения о незаконности источников финансирования фонда Алексея Навального?

Илья Костунов: Позвольте, я отвечу на этот вопрос позже. Я хочу прокомментировать заявления коллег, потому что они были не очень корректны. Первое – я хочу прокомментировать коллегу Локтя, он заявил, что в России штрафы за митинги и шествия. В России нет штрафов за митинги и шествия, в России есть штрафы за нарушения на митингах и шествиях. И в случаях, если эти нарушения привели к человеческим жертвам или значительному ущербу, то штрафы могут достигать трехсот тысяч. А за неповиновение сотрудниками полиции вплоть до уголовной ответственности, типовой штраф 10 тысяч. Второе, по поводу коллеги Бессонова должен отметить: меня просто как-то до ужаса довело, когда он говорит: люди не пропускали сотрудников полиции на площади города, не на территории частной собственности, где-то еще встали и действовали адекватно, когда стали нападать на сотрудников полиции, мне кажется, это за гранями добра и зла и смещение любых нравственных ценностей. В случае, если вы не доверяете данным сотрудникам полиции, можно инициировать референдум, потребовать отставки, нельзя на площадях, на общественных территориях, полиция сохраняет порядок, у них должен быть допуск, куда угодно.

Владимир Бессонов: Моя задача была обеспечить порядок тоже, и я сдерживал людей.

Илья Костунов: С вас сняты пока обвинения. Если появятся дополнительные доказательства какие-то и законным путем через Генпрокуратуру они появятся в думе, то даже депутатам нашей фракции придется делать выбор. На данном этапе я полностью на вашей стороне. Правда, такие высказывания меня наводят на странные мысли. И по поводу разделения на наших и не наших, преследования чужих, не надо играть в эти игры – прошли выборы. Во всех демократических странах проходят выборы, есть победившие, есть люди, которые голосовали не за победивших. В стране, в которой 60 миллионов человек проголосовали на выборах президента, из них 20 миллионов человек голосовали не за Путина. Сейчас порядка 10 тысяч человек из этих 20 миллионов за счет того призыва, который попадает в сердце и ранит человека, который голосовал за другого кандидата, их выводят на улицу. Это 10 тысяч из 20 миллионов. Вы хотите все 20 миллионов вывести на улицу? Это я к Шеину обращаюсь.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.