Что из российских событий последнего времени вызвало наибольший интерес у американских средств массовой информации? Такой вопрос я задала Владимиру Шляпентоху, известному социологу российского происхождения, профессору университета штата Мичиган. Как выяснилось, самое пристальное внимание прессы привлек конфликт между главой Следственного Комитета Александром Бастрыкиным и «Новой газетой».
Что из российских событий последнего времени вызвало наибольший интерес у американских средств массовой информации? Такой вопрос я задала Владимиру Шляпентоху, известному социологу российского происхождения, профессору университета штата Мичиган. Как выяснилось, самое пристальное внимание прессы привлек конфликт между главой Следственного Комитета Александром Бастрыкиным и «Новой газетой».
- Конечно, удивлению американцев нет границ. Сам факт, что человек, который занимает пост, эквивалентный посту директора ФБР, может вести себя, как мафиози, - это плохо укладывается в сознании добропорядочных американцев. Так что это событие является чрезвычайным для американского общественного мнения. Для меня же лично это еще одно доказательство того, что Россия и не является даже настоящим авторитарным государством. Это только подтверждает мою личную теорию о том, что в значительной степени современное российское общество является неофеодальным, в котором сатрапы, руководители ведомств, губернаторы обладают свободой, которая возможна только в обществе такого типа. Руководитель государства предоставляет им огромную степень свободы в действиях, необходимых для поддержания своей власти.
- А как реагируют американские СМИ на развитие протестного движения в России?
- Они реагируют спокойно и, я думаю, не полагают, что это движение имеет шансы на изменение политического режима в стране в ближайшее время. Но, вместе с тем, они исходят из того, что это новое явление в российской политической жизни, влияние которого на дальнейшие события пока неясно. Кремль еще не использовал и пяти процентов своих ресурсов для того, чтобы защитить себя от всяких угроз. Но это движение резко изменило общественное сознание в России и, в случае каких-то экономических катаклизмов, все российские граждане будут помнить, что можно выйти на улицу и протестовать. Это превратилось в один из возможных видов поведения практически для всего российского населения. Но это - для будущего.
- Что бы вы назвали самой серьезной проблемой внутри самого российского протестного движения?
- Протестное движение в России лишено серьезной идеологической программы. Вообще, что поражает, когда смотришь на картинки с протестной акции 12 июня? Это обилие различных политических групп на этой демонстрации и, конечно, торжество красного цвета. Однако, что для меня очень важно, главным лозунгом этой демонстрации, как и всех предшествующих, было абсолютно демократическое требование, прозападное по своему характеру, - честные выборы. Нет других лозунгов, вокруг которых вся эта разнообразная публика могла каким-то образом объединиться. Важнейшая проблема современного протестного движения в России – это идеологическая проблема, это отсутствие (об этом все говорят) единой программы для участников этого протестного движения и даже отсутствие единой внятной социально-экономической программы для либеральной части этого движения. Это фундаментальный факт, который, несомненно, очень утешает Кремль, и не без основания его утешает, потому что у этого движения и не видно никакой социальной программы, не видно, что эта самая оппозиция собирается делать, как говорят, на следующий день, если придет к власти. Поэтому идеологический разброд в оппозиции режиму является фактором номер один.
Итак, по свидетельству профессора Шляпентоха, некоторые события последнего времени вновь заставляют его говорить об элементах феодализма в современном российском обществе. Впрочем, социолог уверен, что ни одно общество нельзя описать при помощи единственной модели. Одна из его книг последнего времени называется "Феодальная Америка".
- Конечно, удивлению американцев нет границ. Сам факт, что человек, который занимает пост, эквивалентный посту директора ФБР, может вести себя, как мафиози, - это плохо укладывается в сознании добропорядочных американцев. Так что это событие является чрезвычайным для американского общественного мнения. Для меня же лично это еще одно доказательство того, что Россия и не является даже настоящим авторитарным государством. Это только подтверждает мою личную теорию о том, что в значительной степени современное российское общество является неофеодальным, в котором сатрапы, руководители ведомств, губернаторы обладают свободой, которая возможна только в обществе такого типа. Руководитель государства предоставляет им огромную степень свободы в действиях, необходимых для поддержания своей власти.
- А как реагируют американские СМИ на развитие протестного движения в России?
- Они реагируют спокойно и, я думаю, не полагают, что это движение имеет шансы на изменение политического режима в стране в ближайшее время. Но, вместе с тем, они исходят из того, что это новое явление в российской политической жизни, влияние которого на дальнейшие события пока неясно. Кремль еще не использовал и пяти процентов своих ресурсов для того, чтобы защитить себя от всяких угроз. Но это движение резко изменило общественное сознание в России и, в случае каких-то экономических катаклизмов, все российские граждане будут помнить, что можно выйти на улицу и протестовать. Это превратилось в один из возможных видов поведения практически для всего российского населения. Но это - для будущего.
- Что бы вы назвали самой серьезной проблемой внутри самого российского протестного движения?
- Протестное движение в России лишено серьезной идеологической программы. Вообще, что поражает, когда смотришь на картинки с протестной акции 12 июня? Это обилие различных политических групп на этой демонстрации и, конечно, торжество красного цвета. Однако, что для меня очень важно, главным лозунгом этой демонстрации, как и всех предшествующих, было абсолютно демократическое требование, прозападное по своему характеру, - честные выборы. Нет других лозунгов, вокруг которых вся эта разнообразная публика могла каким-то образом объединиться. Важнейшая проблема современного протестного движения в России – это идеологическая проблема, это отсутствие (об этом все говорят) единой программы для участников этого протестного движения и даже отсутствие единой внятной социально-экономической программы для либеральной части этого движения. Это фундаментальный факт, который, несомненно, очень утешает Кремль, и не без основания его утешает, потому что у этого движения и не видно никакой социальной программы, не видно, что эта самая оппозиция собирается делать, как говорят, на следующий день, если придет к власти. Поэтому идеологический разброд в оппозиции режиму является фактором номер один.
Итак, по свидетельству профессора Шляпентоха, некоторые события последнего времени вновь заставляют его говорить об элементах феодализма в современном российском обществе. Впрочем, социолог уверен, что ни одно общество нельзя описать при помощи единственной модели. Одна из его книг последнего времени называется "Феодальная Америка".