Цой, Навальный, Эссанж

Виктор Цой

Героями российской блогосферы стали Алексей Навальный и Виктор Цой. Навальный запустил акцию Доброй машины правды, а Цою исполнилось бы 50 лет, если бы он не погиб в 1990 году. Кажется, их связывает то, что они "не продаются". Значение Цоя для русской жизни Антон Носик описал в ЖЖ следующим образом:

Пытаюсь представить себе Виктора Цоя отплясывающим на закрытом корпоративе перед благостно обожравшимися сырьевиками. Записывающим альбом на стихи Суркова. Гостем ток-шоу на федеральном канале, в мягком кресле между ясновидящей и протодиаконом. Доверенным лицом Единственного Кандидата на президентских выборах. Подписантом коллективных писем "деятелей культуры" в поддержку прокуратуры. Но вот не получается у меня такое себе представить.
Виктор Цой, которого я помню, остался весь в тех романтических временах, когда и примазываться к власти, и молиться золотому тельцу считалось одинаковым позором. Жаль, что ушли те времена. Хорошо, что осталась память о Цое.

Носика, однако, тут же поправил российский президент. Рустем Адагамов, блогер drugoi, сообщил в Твиттере:

Своё выступление на питерском форуме Владимир Путин закончил цитатой из Виктора Цоя: "И, если есть порох, дай огня. Вот так".

На этом госапроприацию Цоя можно считать завершенной, и единственным беззаветным борцом с машиной госапроприации остается Алексей Навальный. Он пытается противостоять ей, приводя в действие Добрую машину правды с проектом Краснодар:

Последнее, что подтолкнуло нас к этой штуке, было "дело Газаряна".
Это эколог, который борется с жуликом-губернатором Краснодарского края Ткачевым. Ткачев построил здоровую дачу. Незаконно. Огородил её и кусок реликтового леса. Незаконно. На жалобы местная прокуратура отвечала "забора не существует".
Но когда Газарян написал на заборе "Ткачёв - вор", ему дали 3 года условно.
Ну так вот, Газаряна все защищали, помогали ему, а Гринпис даже собрал десять тысяч подписей в его поддержку. Подписи торжественно передали Медведеву на совете по правам человека, а Медведев выкинул их в помойку.
Вот это меня и добило: зачем тратить столько сил, собирая подписи, которые выкинут?! Вот если бы эти десять тысяч подписавшихся потратили 20 минут на то, чтобы через Вконтакт написать письмо десяти жителям Краснодарского края, то это было бы полезно. Десять тысяч человек напрямую расскажут о происходящем 100 тысячам жителям Кубани. Какое-то количество из них расскажут об этом своим соседям, если их попросить. Общий охват будет очень приличный.

Российская блогосфера жаждет узнать, как будет осуществляться госапроприация Алексея Навального. Его могут, конечно, посадить. Но могут и объявить героем. Точно сказать пока невозможно.

***
Англоязычная блогосфера разбирается с правовым аспектом ситуации, в которую попал Джулиан Эссанж. Он попросил политического убежища в Эквадоре после того, как британский суд принял окончательное решение о его экстрадиции в Швецию. Блогер портала Guardian Гленн Гринвальд напоминает, что суда в Швеции еще не было, и поэтому на Эссанжа распространяется презумпция невиновности, а кроме того, ему грозит расправа со стороны Соединенных Штатов:

Есть немало свидетельств, что именно США добиваются экстрадиции Эссанжа. Опасения Эссанжа покажутся обоснованными, если посмотреть, сколько иностранцев обвинили в подрыве безопасности США за последнее десятилетие.
А ведь Эссанж не уклоняется от правосудия. Всем известно, где он находится. Если Эквадор откажет ему, он окажется в распоряжении британских, а затем и шведских властей. В течение всего следствия он ни разу не преступал закона, и прошение о политическом убежище не исключение. Если он будет признан виновным в преступлениях, совершенных в Швеции, ему придется за это отвечать. Однако до этого момента он вправе защищать себя любыми законными средствами. А учитывая, что его может ждать обвинение в подрыве безопасности США, все его усилия вполне логично направлены на то, чтобы не попасть в лапы так называемой американской системы правосудия.

Тем не менее, скрываясь на территории посольства Эквадора, Эссанж нарушает закон и должен быть арестован, даже если получит политическое убежище, отмечает профессор права Мэтью Хэпполд:

Международное законодательство признает территории дипломатических представительств неприкосновенными, поэтому Эссанж недосягаем для английских властей, пока он находится в посольстве Эквадора. История знает немало случаев, когда подобные пребывания длились годами: левый перуанский политик Айя де ла Торе жил в Колумбийском посольстве в Лиме 5 лет, а венгерский кардинал Миндсенти, скрывшийся в посольстве США в Будапеште после событий 56-го года, смог выбраться из страны только в 71-м. Однако независимо от решения правительства Эквадора о политическом убежище, как только Эссанж покинет территорию консульства, он попадет в руки британских властей.
Кроме того, нынешние законы обязывают выдавать тех, кто ищет политического убежища, если они обвиняются в уголовных преступлениях. В случае с Эссанжем сценарий именно такой, ведь формально покинув территорию Англии, он уже нарушил условия своего освобождения под залог.

Выбор Эквадора вполне логичен, отмечает редакционный блог портала WashingtonPost: президент этой страны Рафаэль Корреа известен своей антиамериканской риторикой и дружбой с Уго Чавесом и Ахмадинежадом. Но если к этом списку друзей добавится и Джулиан Эссанж, у Эквадора могут начаться серьезные проблемы:

Эссанж оказывается едва ли не сторонником президента Эквадора Рафаэля Корреа, а ведь с начала этого года правительство этой страны закрыло 14 радио- и телеканалов. Личные иски Корреа к ведущим газетам и журналистам свой страны осуждаются всеми крупнейшими правозащитными организациями и обществами борьбы за свободу прессы.
Теперь Корреа придется разобраться, чего он на самом деле хочет. США, которые он называет не иначе как ненавистной империей, предоставляют немалые торговые преференции Эквадору, который, кстати, использует доллар в качестве национальной валюты. Треть эквадорского экспорта идет в США, что обеспечивает работой 400 тысяч человек при населении в 14 миллионов. Конгресс будет голосовать за продление этих преференций в начале следующего года. Так что если Корреа к этому моменту станет для США врагом номер один в Латинской Америке, да еще и укрывателем Эссанжа, результаты голосования в Конгрессе нетрудно предсказать уже сейчас.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".