Владимир Кара-Мурза - о российской экономической стабильности

Владимир Путин сказал, что курс рубля шевелится

В пятницу, 22 июня, после переговоров с финским президентом Саули Ниинсте глава России Владимир Путин на встрече с журналистами призвал отказаться от мрачных прогнозов будущего мировой экономики и выразил надежду, что ситуация в ней будет улучшаться, передал Интерфакс. По поводу состояния отечественной денежной единицы Путин сказал, что "если курс рубля шевелится, значит, он живет".

Владимир Кара-Мурза: Бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что дефицит не нефтегазового бюджета России достиг 12%, а это уровень дефицита Греции. По мнению Алексея Кудрина, дефицит бюджета не должен превышать 5%. По его прогнозам, в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться.
Об этом он заявил в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Вторая волна кризиса может быть весьма продолжительной, и России нужно уже сейчас сокращать бюджетные расходы, что поможет ей преодолеть кризис, заявил экс-министр финансов.
По его словам, у США, в отличие от Европы, есть 2-3 года, чтобы провести свою консолидацию. Новая президентская команда, которая будет сформирована после выборов главы государства, должна предложить свои решения. Если они предложены не будут, что через два-три года американский доллар потеряет полностью доверие к себе.
Что касается развивающихся стран, в том числе и России, то они полностью втянуты в экономику США и Европы. "Мы не создали предпосылок для своей большей устойчивости, не накопили дополнительный резерв, поэтому нам сейчас надо придерживаться консервативной политики", — считает Кудрин. Он также заявил, что считает ошибочным посыл первого вице-премьера России Игоря Шувалова о том, что сейчас надо наращивать расходы на модернизацию.
О том, велик ли риск краха российской экономической стабильности, в нашей программе мы беседуем с экономическим обозревателем Максимом Блантом и Павлом Кудюкиным, президентом экспертного Фонда социальных исследований, доцентом Высшей школы экономики, бывшим замминистра труда в правительстве Ельцина – Гайдара. Как по-вашему, прозвучали ли слова Кудрина как гром среди ясного неба или это был прогнозируемый вариант?

Максим Блант: Судя по тому, что Алексей Леонидович Кудрин говорит об этом, начиная примерно с сентября прошлого года, даже чуть раньше, в частности, это стало причиной отставки, то нового произнесено по большому счету ничего не было. Изменилось лишь одно: если тогда цена на нефть росла и доросла к началу этого года до 115 долларов за баррель, сейчас она активно снижается, вчера, например, были пробиты уровни по "Бренду" до 90 долларов за баррель. При этом самое забавное заключается в том, что в начале июня дума с подачи правительства пересмотрела российский бюджет и теперь там заложена среднегодовая цена на нефть 115 долларов за баррель. Соответственно, проблема из гипотетической становится все более и более реальностью. И если предупреждения Кудрина на фоне растущей нефти выглядели как какая-то далекая и может быть не сегодняшнего дня, через год, через два угроза, то сейчас эта угроза становится реальность. Поэтому его слова сейчас имеют гораздо больше веса, чем его слова тогда.

Владимир Кара-Мурза: Видите ли вы панацею, чтобы сокращать бюджетные расходы, как предлагает Алексей Кудрин?

Максим Блант: Я думаю, что да, правительство переборщило с мерами поддержки экономики, не смогло вовремя остановиться. Если в 2008-2009 году эти меры были оправданными, они приняли постоянный характер, более того, они приняли характер снежного кома. Видимо, очень понравилось кому-то вручную рулить экономикой и распределять десятки и сотни миллиардов рублей, быть хорошим руководителем страны. И это уже привело безотносительно цен на нефть, сначала Всемирный банк, а сейчас и основные крупнейшие банки делают вывод о том, что в России перегрев экономики. Дальнейшее наращивание расходов или даже их сохранение на текущем уровне не приводит к качественному улучшению экономики, не приводит к экономическому росту, а выливается все больше и больше в инфляцию. Поэтому даже безотносительно того, что цены на нефть падают, хотя от этого отвлечься невозможно, но даже если мы на секунду от этого отвлечемся, все равно бюджетные расходы сокращать надо.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, означает ли призыв Кудрина не увеличивать госрасходы, а удерживать их на настоящем уровне или даже сокращать, то, что он может обернуться экономией на социальных программах?

Павел Кудюкин: Вопрос очень сложный. Потому что действительно можно сокращать бюджетные расходы, либо сохранять их на прежнем уровне, одновременно переструктурируя. Но если взять нашу историю последних 20 лет, то большой риск, что сокращение будет идти скорее за счет социальных расходов, а не за счет сокращения поддержки не слишком эффективных экономических групп. Потому что пока цены на нефть держались на высоком уровне и даже росли, как-то можно было кормить всех в разных объемах, конечно. Сейчас очевидно, что нужен какой-то структурный маневр. Исходя из классовых интересов, которые отражает наше правительство, скорее всего это будет маневр не в пользу населения.

Владимир Кара-Мурза: Константин Боровой, бывший депутат Государственной думы, ощущает уязвимость ситуации, в которой оказалась Россия.

Константин Боровой: Мы находимся на пороге самых катастрофических событий, которые были после 91 года. В данном случае речь идет только об экономике, которая, безусловно, окажет влияние на политическую систему. Путин построил экономику на нефтяной трубе, нефтяная труба пересыхает, все рушится. Рушатся региональные связи, это может привести к дезинтеграции страны. Рушатся социальные договоренности – это приведет к социальным взрывам. Рушатся балансы экономические, которые как-то поддерживали жизнедеятельность страны. Я очень боюсь, что в скором времени речь пойдет не о просто сохранении экономики, а о сохранении жизни людей с помощью гуманитарной помощи.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.