Германский омбудсмен Маркус Лёнинг - о европейской помощи российской демократии

Маркус Ленинг

Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Лёнинг публично осудил обыски в квартирах российских оппозиционеров. Накануне подписания Владимиром Путиным измененного закона о митингах потребовал от Кремля и Госдумы его отмены. В интервью Радио Свобода германский омбудсмен предположил, что его призывы были услышаны в Кремле, но высказал сомнение, что к ним прислушаются.

- Закон после подписания его Владимиром Путиным вступил в силу. Я считаю это позором для страны, подписавшей общеевропейскую конвенцию по правам человека и являющейся членом Совета Европы. Российский закон в его нынешнем виде находится в противоречии с правом человека на свободу мнений, на свободу высказываний. Поэтому мой призыв остается в силе.

- Что вообще может сделать Запад, чтобы подвигнуть Путина на шаги в сторону демократизации режима? Возможно ли какое либо влияние на него?

- Я считаю, что развитие в России демократии - дело самих россиян, российского общества, от которого и должны исходить соответствующие импульсы и инициативы. В России должны быть услышаны люди, которые борются за развитие страны в этом направлении. Мы видим таких людей. От них многое зависит. А наше дело - напоминать российским властям об их обязательствах, вытекающих из подписанной Россией Всеобщей декларации прав человека, из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Россия также подписала. Наше дело - обозначать свою позицию по конкретным случаям, когда, по нашему мнению, грубо нарушены права человека.

- Как вы относитесь, например, к американской инициативе так называемого "списка Магнитского"? Возможно ли подобное со стороны Евросоюза?

- Я считаю, что мяч в случае Магнитского находится на стороне российской прокуратуры. Я хотел бы, чтобы наконец-то было проведено серьезное расследование. Российские власти обязаны найти виновных в смерти Магнитского и призвать их к ответу. Идея "списка Магнитского" обсуждалась и обсуждается и в Европе. Можно спорить, является ли такая акция действенной. Но повторю: не европейцы ответственны за смерть Магницкого, а российские чиновники, и они должны быть призваны к ответу. Для меня это важнее вопроса, имеет ли тот или другой чиновник право выезжать из России и посещать другие страны.

- Путин при подписании нового закона о митингах и демонстрациях утверждал, что он не жестче, чем соответствующие правила на западе.

- Путин обманывает собственных граждан и делает это сознательно. В Германии никто и ни от кого не должен получать разрешение на демонстрацию. Для нас важно, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение публично, в том числе и на уличной демонстрации. В этих вопросах президент Путин пытается говорить со своими гражданами как с дураками. Но я думаю, что есть уже много россиян, которые ориентируются в подобных вопросах лучше него и знают: то, что он говорит, – неправда.

- Мне доводилось наблюдать за просветительской работой немецких фондов с российской молодежью. Молодых людей, интересующихся политикой, приглашали в Германию на семинары и конференции, на которых демократические ценности в сознании молодых россиян понятнее и конкретнее. Насколько интенсивно ведется подобная работа в настоящее время?

- Многие молодые русские приезжают в Европу, в США. Они видят, как функционирует демократия. В России становится все больше хорошо образованных молодых людей, которые повидали мир и знают, что за пределами России происходит. И конечно, это будет оказывать влияние на развитие России. Мы можем способствовать этому процессу, предлагая различные стипендии, создавая возможности для молодых россиян учиться в Европе. Нам следовало бы еще больше делать в этом направлении. К сожалению, российские средства массовой информации не являются по-настоящему свободными, но все же в России есть интернет, можно получить информацию о жизни в других странах. Важны личные контакты, когда граждане Германии посещают Россию, но особенно важно, что молодые россияне теперь могут ездить за границу и видеть мир.