В конкурсе "Перспективы" 34-го Московского Международного кинофестиваля показан фильм Георгия Параджанова "Все ушли" (совместная продукция России, Грузии и Чехии). Параджанов – известный документалист, актер, писатель, племянник Сергея Параджанова – воссоздает мир Тбилиси начала семидесятых в манере "магического реализма".
Сценарий фильма "Все ушли" получил главный приз конкурса "Зеркало" имени Тарковского. "Зеркало" он отчасти и напоминает: повествование ведется от лица мальчика-подростка, которому мир взрослых видится миром символических тайн. Работу оператора Сергея Мачильского и художника Юрия Григоровича можно назвать эстетской. Фильм "Все ушли" напоминает "Амаркорд" Феллини или экранизацию "Ста лет одиночества" Маркеса. Персонажи даже для грузинского кинематографа, полного симпатичных чудаков, кажутся слишком эксцентричными: то ли они скромные советские служащие, то ли настоящие колдуны. Щедрые грузинские застолья, развеселый национальный секс, театрализованные похороны... Всем персонажам снятся странные сны, которые можно отнести колдунье Нине, запечатать в бутылку и обезвредить. В финале взрослый герой приходит к Нине, чтобы она растолковала последний сон, но Нина сочла это занятие бесполезным, она просит открыть все бутылки, которые за долгие годы скопились в ее доме.
Если весь фильм – это любовная и достоверная реконструкция образа старого Тбилиси, мир тесных улочек и дворового соседства, то в финале герой поднимается на смотровую площадку, и его глазами мы видим современный мегаполис. Лента действительно представляет собой автобиографическое повествование. О поисках главного героя говорит режиссер Георгий Параджанов:
– Я искал себя в детстве, и это было самым сложным. Мальчик должен был сыграть такую мерзость, каким я был в детстве – влюбляться в воспитательницу детского санатория, делать всякие пакости, подслушивать, как скрипят пружины на кровати у бабушки и дедушки. Был написан сценарий про конкретный город, конкретных людей. Там только один выдуманный персонаж – это гадалка Нина. Вообще, Тбилиси – очень мистический город, но постепенно он уходит, остаются маленькие осколки того удивительного Тбилиси, который я помню с детства. Я прожил в этом городе 30 лет и знаю там каждый камень, каждый поворот. Я знаю, в каком доме и что варили вечером – где чахохбили, где долму, где харчо, где борщ, потому что там жили русские. Кто каким порошком стирал белье – дешевым "Сумгаитом" или более дорогим "Лотосом".
Я был влюблен в свой дом, меня интересовали дядины рассказы, я путешествовал с ним, видел всех величайших людей ХХ века, которые приходили к нам домой. Великая художница Гаяне Хачатурян, которая приходила к нам домой, приносила самые невкусные, но самые дорогие груши. Я сейчас пишу книгу об этом, которая так и называется – "Все, что я помню".
Снимая фильм, я хотел детально воссоздать картину того мира, начиная от самых мелких деталей. Все снято в естественных интерьерах. Ничего не строилось, даже могила Автандила Ивановича была выкопана настоящая, рядом с армянским склепом. Даже гробы были 60-х годов, какие сегодня уже не делают. Для фильма изготовили, сказав: мы тебе все сделаем.
Сценарий фильма "Все ушли" получил главный приз конкурса "Зеркало" имени Тарковского. "Зеркало" он отчасти и напоминает: повествование ведется от лица мальчика-подростка, которому мир взрослых видится миром символических тайн. Работу оператора Сергея Мачильского и художника Юрия Григоровича можно назвать эстетской. Фильм "Все ушли" напоминает "Амаркорд" Феллини или экранизацию "Ста лет одиночества" Маркеса. Персонажи даже для грузинского кинематографа, полного симпатичных чудаков, кажутся слишком эксцентричными: то ли они скромные советские служащие, то ли настоящие колдуны. Щедрые грузинские застолья, развеселый национальный секс, театрализованные похороны... Всем персонажам снятся странные сны, которые можно отнести колдунье Нине, запечатать в бутылку и обезвредить. В финале взрослый герой приходит к Нине, чтобы она растолковала последний сон, но Нина сочла это занятие бесполезным, она просит открыть все бутылки, которые за долгие годы скопились в ее доме.
Если весь фильм – это любовная и достоверная реконструкция образа старого Тбилиси, мир тесных улочек и дворового соседства, то в финале герой поднимается на смотровую площадку, и его глазами мы видим современный мегаполис. Лента действительно представляет собой автобиографическое повествование. О поисках главного героя говорит режиссер Георгий Параджанов:
– Я искал себя в детстве, и это было самым сложным. Мальчик должен был сыграть такую мерзость, каким я был в детстве – влюбляться в воспитательницу детского санатория, делать всякие пакости, подслушивать, как скрипят пружины на кровати у бабушки и дедушки. Был написан сценарий про конкретный город, конкретных людей. Там только один выдуманный персонаж – это гадалка Нина. Вообще, Тбилиси – очень мистический город, но постепенно он уходит, остаются маленькие осколки того удивительного Тбилиси, который я помню с детства. Я прожил в этом городе 30 лет и знаю там каждый камень, каждый поворот. Я знаю, в каком доме и что варили вечером – где чахохбили, где долму, где харчо, где борщ, потому что там жили русские. Кто каким порошком стирал белье – дешевым "Сумгаитом" или более дорогим "Лотосом".
Я был влюблен в свой дом, меня интересовали дядины рассказы, я путешествовал с ним, видел всех величайших людей ХХ века, которые приходили к нам домой. Великая художница Гаяне Хачатурян, которая приходила к нам домой, приносила самые невкусные, но самые дорогие груши. Я сейчас пишу книгу об этом, которая так и называется – "Все, что я помню".
Снимая фильм, я хотел детально воссоздать картину того мира, начиная от самых мелких деталей. Все снято в естественных интерьерах. Ничего не строилось, даже могила Автандила Ивановича была выкопана настоящая, рядом с армянским склепом. Даже гробы были 60-х годов, какие сегодня уже не делают. Для фильма изготовили, сказав: мы тебе все сделаем.