Владимир Кара-Мурза - об отношениях между Россией и Грузией

Митинг сторонников оппозиционной коалиции "Грузинская мечта", Мцхета

В грузинском городе Мцхета в воскресенье, 1 июля, прошёл многотысячный митинг сторонников оппозиционной коалиции "Грузинская мечта", созданной миллиардером Бидзиной Иванишвили. Он обещал сторонникам победить на предстоящих осенью парламентских выборах и, как он выразился, "освободить страну от режима Михаила Саакашвили".

Владимир Кара-Мурза: Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в интервью тбилисской газете "Асавал дасавали" извинился перед грузинами за передачу власти действующему президенту страны Михаилу Саакашвили. Он также раскритиковал политику и деятельность Саакашвили, отметив, что тот не в состоянии решить главные проблемы Грузии. Напомним, что в Грузии в минувшие выходные сменилось правительство: новым премьер-министром стал 44-летний Вано Мерабишвили – активный участник "революции роз", который с декабря 2004 года занимал пост главы МВД.
На новый пост Мерабишвили был утвержден лично президентом Саакашвили, который не стал дожидаться согласия парламента. Многие наблюдатели расценили решение Саакашвили о назначении Мерабишвили главой правительства как попытку выдвинуть своего преемника, к которому перейдет вся полнота власти после президентских выборов 2013 года. Лидер оппозиционной политической коалиции "Грузинская мечта", миллиардер Бидзина Иванишвили, которого считают главным претендентом на власть от оппозиции, расценивает назначение Мерабишвили на пост премьер-министра как попытку президента Саакашвили усилить давление на граждан.
Изменит ли отношения между Москвой и Тбилиси новая конфигурация власти в Грузии? Об этом беседуем с профессором МГИМО, сопредседателем российско-грузинского круглого стола экономического сотрудничества, старшим вице-президентом компании MP Biomedicals Сергеем Грызуновым, независимым грузинским журналистом Акакием Микадзе, завотделом Кавказа Института стран СНГ, бывшим послом России в Грузии Феликсом Станевским и политологом, президентом Клуба независимых экспертов Грузии Сосо Цискаришвили.
В чем вы видите причины кадровых перестановок в грузинском руководстве?

Сергей Грызунов: Честно вам сказать, это было достаточно неожиданное решение Саакашвили, с одной стороны. С другой стороны он предложил и назначил практически без консультаций с парламентом, что вызывает тоже некоторые вопросы, новым премьер-министром бывшего министра внутренних дел, человека, которому он очень доверяет. Да, он самостоятельный человек, человек, который оправдал это назначение, будучи министром внутренних дел, он практически, судя по той информации, которую мы получаем из Тбилиси, то, что я видел своими глазами, то, что мне говорят мои источники, мои друзья, у меня очень много друзей в Грузии, он смог уничтожить то, что казалось неуничтожимо – коррупцию в системе Министерства внутренних дел, он уничтожил так называемых "воров в законе" в Грузии. Это человек, который сделал очень много реально для того, чтобы в Грузии закон стал законом, чего, к сожалению, некоторое время назад не было. Я с огромным уважением отношусь к Эдуарду Шеварднадзе, но мы вынуждены констатировать, что в конце его правления ситуация была совсем иная.

Владимир Кара-Мурза: Какую репутацию заслужил Вано Мерабишвили за время руководства Министерством внутренних дел?

Акакий Микадзе: Самую положительную, я бы сказал. Он практически успешный министр, не просто министр, а успешный менеджмент, преуспевающий менеджер. И фактически он не просто был министром внутренних дел, многие вещи, которые делались, так или иначе были связаны с ним. Во всяком случае, молва народная говорила об этом. Поэтому с одной стороны, конечно, выдвижение Мерабишвили кандидатом на пост премьер-министра – это можно с одобрением встретить, потому что у него рейтинг доверия среди части электората довольно высокий. Кстати говоря, рейтинг доверия МВД Грузии был на втором месте после Грузинской православной церкви по разным исследованиям. Поэтому я положительно оцениваю выдвижение на пост премьер-министра, с одной стороны. Но у меня есть и другие сомнения, насколько он не будет техническим премьер-министром. Потому что, мне кажется, что до сих пор после Зураба Жвания у Саакашвили все были на уровне технических министров. Если Мерабишвили будет освобожден от этих оков, грубо говоря, то у него шансы быть достаточно успешным премьер-министром.

Владимир Кара-Мурза: Можно ли рассматривать назначением премьером Вано Мерабишвили как начало операции "преемник" в грузинском исполнении?

Феликс Станевский: Загадывать на будущее таких вопросов дело небезопасное. Я думаю, тем не менее, можно сказать так, что назначение Мерабишвили – это в целом подготовка не просто к парламентским выборам, которые состоятся в октябре, но и к президентским выборам в начале следующего года. Так или иначе операция, связанная с предстоящими изменениями на высших уровнях власти Грузии, нет сомнений. А будет это преемник или не будет это преемник, по правде сказать, похоже, что это назначение связано с передачей власти из рук человека номер один в последние годы в Грузии человеку номер два в последние годы в Грузии. Я повторяю, я не делаю предсказаний, я просто говорю, что эта операция похожа на то, что это связано с предстоящими изменениями на Олимпе Грузии.

Владимир Кара-Мурза: Скажите, пожалуйста, может ли назначение Вано Мерабишвили стать началом процесса передачи власти, как об этом говорит Феликс Станевский?

Сосо Цискаришвили: Я думаю, это несколько рановато. Вряд ли господин Саакашвили при наличии полной власти в стране захочет уйти куда-нибудь раньше, чем это ему позволит закон, пусть даже сотворенный самим Саакашвили. Поэтому в любом случае в моем представлении назначение на пост премьера господина Мерабишвили дает ему больше спокойствия, когда Мерабишвили как возможный партнер Иванишвили уже не будет рассматриваться таким, предпосылки для такой мысли существуют с предыдущего октября, когда сразу при вступлении в политику миллиардер Иванишвили предложил через прессу господину Мерабишвили возможность сотрудничества. Поэтому по сей день эта идея муссировалась не только в кругах оппозиции, это был вопрос, интересный для всех. Я думаю, что сейчас в любом случае спокойнее себя чувствует президент Грузии, когда десятки тысяч вооруженных людей не будут находиться в распоряжении Мерабишвили. Согласен с господином Станевским, что, возможно, Мерабишвили будет каким-то образом фигурой для будущих президентских выборов, которые в конце будущего года будут проводиться. Но вопрос все-таки остается открытым, кто будет его представлять на эту должность – Саакашвили или Иванишвили.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.