Эрик Рид, Кенни Гаррет и июльский музыкальный календарь

ДС: Вот недавнее письмо: «Меня зовут Николай и я постоянный слушатель вашей программы. Поэтому вчера, когда я был на концерте Эрика Рида в «Каталина Джаз Клубе» в Голливуде и услышал первые звуки музыки этого замечательного джазового пианиста, я, конечно, вспомнил о вас. После концерта я подошел к Эрику Риду и рассказал ему о вас и вашей замечательной программе. Он сказал, что у вас очень красиво звучащая фамилия и дал мне его последний CD The Baddest Monk с просьбой передать его вам. На диске он сделал надпись на ваше имя».
Спасибо, Николай! Когда-то и я живал в тех краях, а Каталина, не клуб, а остров, синел у меня в окне.
Что ж, о корифеях позже, пока что позвольте вам напомнить, что на коротких и средних вы слушаете «Время Джаза», которое доставляет вам на дом, а то и просто в салон автомобиля или же в наушники смартфона радио «Свобода», которую чисто и без помех можно слушать с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий…
Вы говорите Эрик Рид?

1. Eric Reed - The Baddest Monk -3:46 (Eric Reed - The Baddest Monk - Savant )

ДС: - «The Baddest Monk» - в традициях сленга, это не «Худший Монк», а «Наилучший». Последняя пьеска, соло, с долетевшего до меня, до Парижа, с помощью любезнейшего Николая Карпушина, пьеска с одноимённого диска квинтета Эрика Рида, записанного 5 декабря прошлого года в Нью-Йорке для фирмы «Savant». Это композиция самого Рида.
Но сделаем рокировку. Диск посвящен Телониусу Сфиэ Монку. Вот сам мэтр, вернее его квартет, исполняющий тему Монка «Epistrophy». С Монком играют: Чарли Рауз – тенор-саксофон; Ларри Гэйлс – контрабас и Бен Райли – ударные. Запись сделана между 63 и 64 годом для передачи «Часа джаза с…» Далее происходит выбор джазмена… Скажем, «Час джаза с Телониусом Монком».

Thelonious Monk – Epistrophy - 6:23 (Thelonious Monk - Epistrophy – JHR)

ДС: - Как всегда «тяжело-легкий» Монк и его аккомпаниаторы: Чарли Рауз – тенор; Ларри Гэйлс – контрабас и Бен Райли – ударные. Я позволю себе посвятить эту первую десятиминутку джаза на «Свободе» Николаю Карпушину.


ДС - Эрик Скотт Рид из джазменов следующего за Марсалисами поколения. Младший брат, если угодно. Родился он в Фили 21 июня 70 года. Отец пастор и певец. Эрик начал играть в два года, в пять играл у отца в церкви, в семь поступил в филадельфийскую музыкальную школу. Ему было 11, когда семья переехала в Лос-Анджелес и он, соответственно, стал студентом Колбёрнской школы Изящных искусств. Ему было 17 лет, когда он познакомился с Уинтоном Марсалисом. В 88 году Эрик короткий период играл у Уинтона, а в 89 он заменил в комбо Марсалиса пианиста Маркуса Робертса. Через год он дебютировал, как лидер, записав на фирме «Candid» диск «Солдатский гимн». Ему аккомпанировали Дуейн Бёрно на контрабасе и Грегори Хатчинсон – на ударных. С 91 по 92 год Рид играл с Фредди Хаббардом и Джо Хендерсоном. Он вернулся в комбо Марсалиса в конце 92 года.
Вы не ошиблись адресом! Вы слушаете «Время Джаза» на всепроникающих частотах «Свободы» и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Eric Reed – Epistrophy – 7:11 (Eric Reed - The Baddest Monk - Savant)

ДС: - «Epistrophy» Телониуса Монка, версия квартета Эрика Рида. Рид – рояль и лидер; Этьенн Чарльз – труба; Матт Клоухси – контрабас и Хэнри Коул – ударные. 5-е декабря 2011 года, Нью-Йорк.
Эрик активно записывался в роли лидера в 90-х годах. Он играл всё для той же фирмы звукозаписи «Savant», для « Mo’Jazz» и для «Nagel Heyer».
Вот более ранний диск «Мелодии Манхеттена». Это классика Ирвинга Берлина «Puttin' On The Ritz»:

Eric Reed - Puttin' On The Ritz – 3:16 (Eric Reed - Manhattan Melodies – Verve)

ДС: - «Puttin' On The Ritz». Эту песню-стандарт Ирвинг Берлин написал для одноимённого музыкального фильма в 1929 году. Самое выражение обозначает, вернее, обозначало «шикарно, блестяще одеваться». На этот раз с Эриком Ридом, рояль и лидер, играли Риджинал Вил – контрабас; Грегори Хатчинсон – ударные и Ренато Томс – перкашн.
Я думаю, за новыми записями Эрика Рида и за его идеями имеет смысл пристально следить.


ДС - На обложке июльского «Даунбита» квартет «Spectrum Road» - «Призрачная Дорога». В составе квартета гитарист – Вернон Рейд, контрабасист - Джек Брюс, ударник - Синди Блэкман-Сантана и клавишник Джон Медески. Си-ди посвящен легендарному ударнику Майлза Дейвиса Тони Уильямсу.
Но, честно говоря, я хотел бы вернуться на обложку назад. На июньской этой обложке улыбающийся, все еще молодой, альт-саксофонист на фоне занавеса нью-йоркского клуба «The Iridium» (16-50, Бродвей). Четыре года назад его комбо сыграло на сцене клуба то, что стало популярным диском «Sketches of M.D.» M.D. – могут расшифровываться лишь однозначно: Майлз Дейвис. Саксофонисту 51 год. Когда он был малышом, он обожал запах отцовского футляра для саксофона. Старый этот футляр был обит бархатом, и малыш часами сидел и слушал, как играет отец. На самом деле то был отчим, но в английском языке, играя словами, от отца до отчима лишь один шаг: from father to the STEP-father. Отчим заметил интерес мальчика и подарил ему на день рождения (семь лет) пластмассовый саксофон. Но когда он увидел, что пасынок трубит в эту игрушечную имитацию альта серьезно и упорно он купил ему настоящий альт-саксофон.
«В саксофоне была дырка,- вспоминает Кенни Гаррет, а именно о нем и идет разговор, - кто-то продырявил его из револьвера, но дырка была запаяна и сакс звучал весьма прилично…»
В тиши ночи, под стук колес электрички, под шум волн или сосновых крон, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на частотах «Свободы» или же с нашего всемирно известного сайта svobodanews.ru. У микрофона в мечтающем о свирепой грозе Париже – ваш ДС.

Kenny Garrett - Lover – 8:13 (Kenny Garrett - The Best Of Best Alto Sax – Фонотека Меломана)

ДС: - «Lover», Роджерса и Харта. Кенни Гаррет – альт-саксофон; Мальгрю Миллер – рояль; Нэт Ривс – контрабас и Тонни Ридас – ударные. Судя по всему, запись 85 года, так как это сборная-солянка «Фонотеки Меломана».
Карьера молодого Гаррета была стремительной. Первые профессиональные уроки он получил дома в Детройте у Билла Уиггинса, осваивая кларнет, флейту и альт-саксофон. Ему было всего лишь 15 лет. Через год он уже играет со звездой города трубачом Маркусом Белгрейвом, который щедро одаривает его знакомствами. Смешно сказать, но молодой Гаррет приглашен на гастроли сыном Дюка Эллингтона – Мерсером Эллингтоном. Начать карьеру с такой ноты…
С 80 года Кенни Гаррет прописан в городе, где нет прописки – в Нью-Йорке. И тут начинается главное! Он играет с Джорджем Коулменом, играет в оркестрах Мела Льюиса и Франка Фостера, он записывает свой первый в роли лидера диск на голландской фирме «Крест-Накрест», «Criss-Cross», причем с кем? С Вуди Шо, Мальгрю Миллером, Нэтом Ривсом и Тони Ридасом. А на следующий он год собирает собственное комбо «Ниоткуда» - «Out of Blue»…
Он играет с Фредди Хаббардом, переходит к Арту Блейки, откуда его вытаскивает Майлз Дейвис. Дальнейшее достойно отдельной передачи.
Мы распрощаемся с Кенни Гарретом и вернемся к нему в октябре, когда ему исполнится целых 52 года. Пока что отметим его устоявшийся стиль: резкое, подчас лающее стаккато, мощную атаку, стремительную фразировку и щедрый объем звука…
Я с удовольствием поставил бы его диск, посвященный Трейну, но до перерыва остается несколько минут, поэтому вот пьеска с его последнего, этого года, си-ди, «Семена из Подполья»:

Kenny Garrett - Ballad Jarrett – 6:17 (Kenny Garrett - Seeds From The Underground – Mack Avenue)

ДС: - «Ballad Jarrett», несомненно «Балладный Киз Джаррет». На этой, единственно медленной из всех десяти пьес Кенни Гаррет играет и на сопрано-саксофоне, и на фортепьяно. Нэт Ривс – контрабас; Рональд Брюнер – ударные; Руди Бёрд – перкашн. Диск 2012 года «Seeds From The Underground».


ДС - Ну, а теперь к календарю. Все знают, что Луи Армстронг, Сатчмо, Попс, родился 4 июля 1901 в бедном районе Нового Орлеана Back o’Town. Среди историков и биографов есть некое несогласие, потому что дети бедных родителей, не знавшие точной даты рождения, привязывали оное событие к датам национальных праздников. Но метрика найдена и это действительно 4 июля 1901 года, так что и нынче День Независимости США и день рождения Сатчмо совпадают.
Я не знаю, на чем вы нас слушаете во время отпусков… На Sony ICF-SW11? Вариант не из худших! Лично я, в пустыне Гоби пользовался древним Grundig’ком Satellit, найденном на базаре города Увс всего лишь за 23 бакса! Батарейки стоили столько же.
Упростим: слушайте «Время джаза» с нашего сайта svobodanews.ru.
Сатчмо всю жизнь оставался актером, он не мог забыть, что в Новом Орлеане водевиль и джаз были на одной и той же сцене. Были одним и тем же. Трубить? Да! Петь? Конечно! Но играть? Всегда!

7. Louis Armstrong - Cabaret – 2:44 (Louis Armstrong - What a Wonderful World – ABC)

ДС: - «Cabaret» - Джона Кандера и Фреда Ибба. Это бродвейский мюзикл 66 года и Сатчмо отнюдь не пытается конкурировать с Лайзой Минелли, которая обессмертила сценарий Джо Мастероффа в, пардон за смещение времен, в 72 году… Попс записал свою версию в 68-м…
И последний герой сегодняшнего «Времени джаза» - это обожаемый, но спорный пианист – Ахмад Джамаль… Ему только что исполнилось 82 года. На нем мы и расстанемся. Но к нему мы и вернемся. И не раз!

Ahmad Jamal - Hi-Fly – 8:20 (Ahmad Jamal - A Quiet Time - Dreyfus Jazz)

ДС: - «Hi-Fly» - композиция Ренди Уестона, как для высоколобых джаз-фанов, а так же и для секты джет-сета. Джеймс Кэммэк – контрабас и Кенни Вашингтон – ударные. Запись 2009 года. Джамаль любит выступать и записываться во Франции. И на этот раз запись была сделана французской фирмой «Дрейфус».
За сим – веселой вам и удачной недели. «Время Джаза» будет на ваших частотах в обычное время через эти самые семь дней. Подкаст передачи вы найдете на сайте радиостанции svobodanews.ru. Поклон из Парижа – ваш – ДС.