"Оккупай-палатка" московской биеннале

Свой/Чужой. Коллективное осознание границ Александр Гергинов. Бастард. 2011.

В Центральном доме художника открылась III Московская биеннале молодого искусства, которая продлится до 19 августа. Это одно из самых масштабных арт-событий года: только в основном проекте показываются работы почти ста художников из 32 стран. Кроме того, на других выставочных площадках российской столицы можно будет увидеть проекты, входящие в так называемые специальную и параллельную программы.

Авторам дизайна биеннале, архитекторам Алексею Кононенко и Сергею Ситару пришлось немало потрудиться, чтобы в просторных залах ЦДХ выгородить множество затененных отсеков – видеоарт здесь едва ли не лидирует. На втором месте – инсталляции. Традиционные виды, вроде живописи или рисунка в современном искусстве уже давно не в чести. Алексей Кононенко делится еще одним наблюдением:

– Сейчас сложно представить себе молодежную биеннале без каких-то политически окрашенных работ, но здесь их мало. Кроме проекта Арсения Жиляева я даже не могу припомнить ничего другого. И, обратите внимание, "Оккупай-палатка" Жиляева вынесена вниз, на первый этаж и экспонируется отдельно от всего прочего. Не очень понятно, относится ли это к биеннале, или нет, хотя формально, безусловно, относится. Помимо самой палатки этот актуальный художник решил внедриться в разные места, произвольно расставив манекены митингующих .

"Манекены" в проекте Жиляева заслуживают отдельного упоминания. На самом деле это живые люди, лишь исполняющие роль манекенов. Попытки обратиться к неподвижно сидящей у оккупай-палатки девушке ни к чему не приводят – она даже глазом не моргнула и ни один мускул на густо загримированном лице не дрогнул.

Автор называет такой прием "обстановочными сценами". Его персонажи действительно рассредоточены по всему ЦДХ. У каждого в руках плакат, и на одном из них читаем вполне ожидаемое "Свободу политзаключенным. Свободу Pussy Riot". Там, где полагается быть этикетке, Арсений Жиляев помещает развернутый текст, почти манифест. Вот несколько строчек из него: "В условиях политической реакции в нулевые-десятые годы в России была запрещена свобода собраний. Ужесточение законодательства в отношении проведения митингов и пикетов сделала любое собрание граждан в публичном месте потенциально наказуемым. Единственной возможностью для публичного высказывания становился одиночный пикет. Мы представляем серию обстановочных сцен с примерами одиночных пикетов".

На вызовы дня решил откликнуться и Сергей Ситар, а Алексей Кононенко к нему примкнул:

– Сергей решил, что без внятного крупного баннера Free Pussy Riot вообще не может быть молодежной биеннале в сегодняшней в Москве. Планируется акция из 17 человек. Каждый должен быть одной из букв этой фразы. Находящиеся в разных местах люди по некоему заранее оговоренному графику вдруг собираются и вновь расходятся. Иными словами, текст то возникает, то распадается.

Среди множества выставочных площадок биеннале молодого искусства стоит выделить примыкающий к ЦДХ парк "Музеон", где будет действовать открытый кинотеатр со специальной подборкой лент на тему "Подлинное и поддельное".