Башар Асад и сирийская оппозиция: кого выберет Москва?

Сергей Лавров на переговорах с сирийской оппозицией

В Москве на этой неделе принимают уже вторую группу сирийской оппозиции. 9 июля в российской столице побывали представители сирийского "Демократического форума", а 11 июля в Москве находится делегация Сирийского национального совета. Чего бы хотели добиться оппоненты Башара Асада от российских властей?

Сирийский национальный совет, делегация которого во главе с Абдель-Басидом Сидой прибыла в Москву (как подчеркивается в справке Фонда Карнеги об этой организации) - самая представительная группа среди тех, кто называет себя оппозицией режиму Башара Асада. Руководители Совета, как стало известно накануне, будут встречаться как минимум с двумя высокопоставленными российскими политиками: министром иностранных дел Сергеем Лавровым и главой комитета Совета Федерации по международным делам Михаилом Маргеловым. Незадолго до своего приезда в Россию Сирийский национальный совет отказался от любых переговоров с Башаром Асадом. В свою очередь, сирийский лидер в недавнем интервью немецкому телевидению дал оценку своим оппонентам, на удивление схожую с той, которую в начале 2000-х годов российское руководство давало чеченским боевикам:

- Это – смесь тех, кто принадлежит к Аль-Каиде, других экстремистов, не обязательно принадлежащих к Аль-Каиде, а также преступников, которые скрывались от полиции и в основном занимались поставками наркотиков из Европы в страны Персидского Залива… Многое зависит от конкретных действий. Конечно, если они нападали на людей, занимались разрушениями и поджогами, то они террористы по любому закону. Но также там есть и люди, которых использовали, которые раньше не были преступниками. Например, им заплатили деньги, некоторых принудили силой, а иногда они действовали под влиянием заблуждений. Не все из них террористы, и поэтому мы присматриваемся к ним, когда они слагают оружие, - заявил Башар Асад немецкому телеканалу ARD.

Однако нынешний глава Сирийского национального совета Абдель-Басид Сида совсем не напоминает описанных Башаром Асадом персонажей. Он – знаток древней восточной философии, писатель и историк, последние несколько лет живший в Швеции. Кроме того, он – курд по национальности, который разошелся со своей общиной в Сирии, считающей, что образование курдской автономии важнее смены режима в Дамаске. Накануне встречи с Сергеем Лавровым в интервью радио "Голос России" Абдель-Басид Сида заявил, что будет убеждать Москву не поставлять оружие Асаду:

- Сирийская проблема начнет решаться только тогда, когда президент Башар Асад уйдет со своего поста. Без этого не имеют смысла никакие другие предложения, например, о создании переходного коалиционного правительства… В Сирии армия убивает людей. Огонь открывается по населенным пунктам. Используется не только стрелковое оружие, но и танки, артиллерия, авиация. Поэтому-то мы и приехали в Москву, зная ее тесные связи с сирийским режимом. Известно, что Россия поставляет в Сирию оружие. Об этом мы будем говорить сейчас в Москве.

Абдель-Басид Сида говорит, что "диктаторский режим, который правит Сирией более 40 лет, подошел к своему концу, и речь идет о том, чтобы Россия сохранила хорошие отношения с сирийским народом".

Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина, записавшая свою беседу с Абдель-Басидом Сидой для "Голоса России", в интервью Радио Свобода сообщила, что, по ее мнению, у сирийской оппозиции и российских властей действительно в последнее время появился взаимный интерес.

Как отмечает эксперт, то, что Россия обладает правом вето в Совете Безопасности ООН, вынуждает сирийскую оппозицию искать понимания в Москве, хотя чаще Сирийский национальный совет и другие группировки, стремящиеся к свержению Асада, критикуют Россию за поддержку нынешнего режима в Дамаске.

- Российское руководство, в свою очередь, стало понимать, что правительство Башара Асада не справляется с ситуацией, и надо строить отношения с теми, кто, возможно, придет к власти в Сирии в ближайшее время, - говорит Елена Супонина.

Стоит напомнить, что Россия уже как-то пыталась наладить общение с группировкой, которая свергала режим в другой арабской стране: Михаил Маргелов в июне 2011 года уговаривал ливийскую оппозицию пойти на диалог с Муаммаром Каддафи. О том, в какой именно форме этот диалог позже состоялся, многие из посмотревших известные видеокадры вспоминают с содроганием.