Казань: сначала убийство, потом взрыв. ФОТО

Валлиула Якупов.

Следственные органы СК РФ по Татарстану возбудили уголовное дело в связи с убийством в Казани экс-заместителя муфтия республики, начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова. Также возбуждено дело по факту покушения на убийство муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

19 июля около 10 часов Валлиула Якупов был застрелен, "когда выходил из своего дома" в Казани, сообщает "Интерфакс". От полученных ранений он скончался на месте.

Через час была взорвана служебная машина муфтия Татарстана. По предварительным данным, сам муфтий Илдус Файзов ранен.

МВД сообщает, что под особый контроль взяты все объекты Духовного управления мусульман Татарстана.

"В Казани введен в действие план "Вулкан-4" по поиску особо опасных вооруженных преступников с привлечением всего личного состава МВД по Татарстану", - сказали в пресс-центре республиканского МВД корреспонденту "Интерфакса.

Сотрудники полиции опрашивают жителей близлежащих домов с целью выявления свидетелей и очевидцев преступления.

Покушение на муфтия Илдуса Файзова


В Совете муфтиев России расценили как теракт убийство в Казани начальника учебного отдела муфтията Татарстана Валиуллы Якупова и покушение на муфтия республики Илдуса Файзова.

"Терроризм не может быть оправдан ничем. Особенно огорчает то, что этот варварский теракт произошел в преддверии священного месяца рамадан. Произошедшее должно сделать нас сплоченнее, мы должны больше думать о безопасности духовенства", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" первый зампред входящего в Совет муфтиев Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин.

В интервью РС глава Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов сказал:

- То, что произошло стало шоком для казанцев. Преступления были совершены накануне дня, когда начинается священный для мусульман месяц Рамадан. И еще одно. Завтра в Казани должны стартовать антитеррористические учения, которые посвящены отработке координации правоохранительных органов в преддверии Универсиады 2013 года. Теперь эти учения отменены - сейчас идет активный поиск преступников, вооруженных, видимо, огнестрельным оружием, в этом задействован практически весь личный состав казанского Управления органов внутренних дел.Что касается версий произошедшего, то я могу сказать, что Якупов, он был активным борцом против ваххабизма.


Следствие рассматривает среди версий покушения на лидеров Духовного управления мусульман Татарстана их профессиональную деятельность, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

"Отрабатываются все возможные версии произошедшего, в том числе связанные с их профессиональной деятельностью", - сказал Маркин.

Валлиула Якупов родился в 1963 году в Казани. В 1987 году окончил Казанский химико-технологический институт им. С.М.Кирова. В ноябре 1990 года избран председателем Молодежного центра исламской культуры "Иман". С 1992 года - имам-хатыб казанской Апанаевской мечети.

В 1993-1996 годы был ректором казанского медресе "Мухаммадийя", в 1998 году избран первым заместителем муфтия Татарстана. С 2008 года - заместитель муфтия Татарстана. С 2009 года - сопредседатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте России.

Кандидат исторических наук, Якупов был основателем первого в России издательства исламской литературы, активным публицистом и популяризатором ислама. Он называл себя противником ваххабитов и вел с представителями ваххабизма публичную полемику.

В интервью "Интерфаксу", оценивая различные течения в исламе, Якупов говорил:

- За 70 лет у нас выросли целые поколения людей, которые абсолютно не знакомы с нашей толерантной богословской традицией. Это приводит к тому, что некоторые молодые люди, вырванные из атеизма и брошенные в такую жесткую идеологию, действительно склоняются к фанатичным действиям, тем более что в этих сектантских взглядах присутствует возможность объявления людей неверными, а следующий шаг - изъятие имущества и допустимость убийства неверного. Изначально в этих учениях существует порочность, так как они в конечном счете не возражают против лишения человека жизни по религиозным убеждениям, чего нет в традиционных исламских мазхабах.