Ульяновск - кому помешали деревья?

Ульяновск. От деревьев остались одни пни. Фото Сергея Гогина



Ульяновск всегда считался зеленым городом. Но в последнее время здесь в массовом порядке вырубают деревья, причем не только сухие, но и здоровые. На их месте появляется киоск или магазин, дом, стоянка или дорога. Либо место, где было дерево, просто закладывают брусчаткой. Нынешней весной и летом зелень уничтожалась беспрерывно. Улицы оголяются. В ответ на возмущение жителей Глава города Марина Беспалова объявила мораторий на вырубку зеленых насаждений, после чего этот процесс даже активизировался. Почему – объясняет заместитель председателя городского комитета ЖКХ и экологии Данила Урдин:

Данила Урдин: Когда 26 апреля был объявлен мораторий, мы уведомляли людей о моратории и просили не производить работы, но, сославшись на то, что у них есть официальные постановления /с разрешением на вырубку деревьев/ и что у них оплаченные рабочие, люди не послушали власть и начали работать.

Сергей Гогин: В период моратория произошел случай, вызвавший широкий резонанс: по заказу компании «Тон-авто», которая строит центр по продаже и обслуживанию автомобилей «Тойота», было вырублено около 100 деревьев в северной части Ульяновска. Вот что сказал главный инженер этой фирмы Александр Никитенко.

Александр Никитенко: В 2011 году был заключен договор на вырубку этих деревьев, все инстанции мы прошли, все везде заплатили. К осени мы хотим там сделать дорогу.
Этот проект прошел все экспертизы. Мы же лишнего не будем рубить?

Сергей Гогин: Данила Урдин из комитета ЖКХ и экологии объясняет, почему не удалось отстоять этот участок лесополосы.

Данила Урдин: Три раза отказывали, но тем не менее заявитель выполнил все наши требования, и, к сожалению, не было уже оснований отказывать. Он оплатил компенсационные посадки, восстановительную стоимость. Действующие градостроительные нормы не защитили эту территорию. Мы пытаемся многие проекты разворачивать.

Сергей Гогин: Ситуация с вырубкой городской зелени обострилась в 2010 году, с приходом к власти мэра-единоросса Александра Пинкова. Тогда вопреки мнению горожан вырубили сирень в сквере Гончарова в центре города, хотя экологи говорили, что кусты были вполне здоровы. Теперь сквер с новыми мраморными цветниками напоминает кладбище – на проект потрачено 13 млн рублей. Житель Ульяновска Виктор Кузин испытывает в связи с этим обиду:

Виктор Кузин: В этом сквере когда-то собирались художники, был зеленый сквер, какой-то свой микроклимат, вот эти сирени, те же ели, было уютно. А теперь мы прошли мимо сквера, там даже посетителей нет, потому что он уже неинтересен стал: какой-то кусок гранита, можно сказать, пустыня.

Сергей Гогин: До революции симбирские купцы имели обыкновение спиливать деревья, которые закрывали вывеску их лавки или магазина. То же самое происходит и теперь. Городские коммунальщики убрали здоровую липу перед торговым центром «Купеческий». Причину выдвинули странную: ночью в липу якобы врезался автомобиль, причем удар был настолько сильным, что взрослое дерево переломилось и упало на фасад здания. В сводках ГИБДД инцидент не отмечен. То есть авария – липовая, говорит руководитель регионального Госэконадзора Константин Долинин:

Константин Долинин: Там была псевдоавария. Нет ни одной фотографии, на которой видно, что эта липа залегла на фасад. Очевидно, это был коммерческий интерес рядом стоящего хозяйствующего субъекта.

Сергей Гогин: Застройщик торгово-офисного центра на улице Бебеля ради устройства парковки распорядился незаконно спилить 16 взрослых деревьев. Говорит военный пенсионер Андрей Михайлов.

Андрей Михайлов: Спилил, но ничем не наказали. Ну что там, 10 тысяч /рублей/ заплатил, и все. Улицу лишили зелени. Вот там дерево осталось, и когда там днем садишься, там и не жарко. А здесь уже печет.

Сергей Гогин: Тот, кто заинтересован в участке земли в центре города, готов пойти фактически на убийство живых деревьев. Однажды ночью неизвестные просверлили в стволах шести деревьев отверстия и залили туда кислоты, химикат вылили и на подкопанные корни. В результате три дерева умерли и их пришлось спилить, остальные агонизируют. Полиция дело возбуждать отказалась. Кроны этих деревьев давали тень посетителям трех кафе. Теперь здесь стало гораздо менее уютно. Андрей Михайлов – завсегдатай одного из этих кафе на улице Бебеля.

Андрей Михайлов: Посетителям создали определенные неудобства. Что ж, мы все молчим, вот и ютимся сейчас. Дело даже не в том, что жарко, а в том, что кому-то все дозволено и кто-то это все прикрывает. И экологи молчат.

Сергей Гогин: Есть те, кто не молчит. Гражданский активист Наталья Лазарева, она же блогер ulderevo, рассказывает в своем блоге обо всех случаях незаконной вырубки деревьев, публикует документы и ответы властей. Лазарева говорит, что вырубка деревьев – производное от усилий власти привлечь в регион инвестиции, причем власть закрывает глаза на экологический вандализм.

Наталья Лазарева: «Требования инвесторов – действия власти» – это слоган, который здесь все определяет. Вот сейчас смотрю, у меня перед глазами: нормальные, грамотно посаженные тополя росли-росли, этому «сараю» у нас на перекресте захотелось, чтобы его было видно, он взял и срезал, разрешение мэрия ему дала. Просто чтобы был видно фасад!

Сергей Гогин: Данила Урдин согласен, что интересы частного бизнеса вступают в противоречие с правом граждан жить в зеленом городе.

Данила Урдин: Известна фраза «Не кошмарить бизнес», и в развитии этого правила сделаны определенные шаги, убраны многие административные барьеры. Но это не всегда положительно сказывается на городских зеленых насаждениях. Если мы не кошмарим бизнес в одном, то мы «заходим» на конституционное право граждан о благоприятной среде. Золотой середины не видно в этой ситуации. Либо мы даем карт-бланш коммерсантам, даем им земельные участки и разрешаем производить любые работы, либо мы всеми силами охраняем зеленые зоны.

Сергей Гогин: Член региональной экологической палаты, биолог Андрей Масленников высказывает версию, почему вырубка деревьев активизировалась в последние два года.

Андрей Масленников: МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению» стал монополистом. Если раньше существовал Горзеленхоз и МУП «Декоративные культуры» и они были естественными конкурентами, то, когда остается монополист, качество работы снижается. К сожалению, в последние годы резко упал уровень квалификации сотрудников МУП, работы проводятся на очень низком уровне. Очень большой минус и в том, что в мэрии произошло слияние нескольких комитетов, и перестал существовать самостоятельный комитет по экологии. Сами понимаете, что комитета\ ЖКХ и экологии решает задачи строительства и освоения городских территорий, а не сохранения зеленых насаждений. Ну и, получается, в последние годы тем же МУПам выгоднее деревья сносить, чем сажать. Снос одного большого старого дерева стоит более 20 тысяч рублей, а посадка одной молодой липы – 3 тысячи.

Сергей Гогин: На заседании областной Экологической палаты с участием губернатора Сергея Морозова выяснилось, что у деревьев в городе нет собственника, поэтому неизвестно, кто за них отвечает. Было решено для начала составить реестр зеленых насаждений, в дальнейшем согласовывать предполагаемые рубки с экологической общественностью, публиковать адреса, где намечена вырубка деревьев.

Ульяновск