В Мюнхене в здании галереи в парке Хофгартен 75 лет назад нацистами была открыта выставка "Дегенеративное искусство", на которой было представлено около 650 произведений художников, чье творчество не вписывалось в генеральную линию нацистской партии в области искусства.
Это были классики модерна, а также авторы еврейского происхождения и коммунистических убеждений. Среди отвергнутых художников были, в частности, Отто Дикс, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Марк Шагал, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский. Одновременно там же в Мюнхене нацисты праздновали открытие грандиозного выставочного зала "Дома немецкого искусства" – так называемой "Большой немецкой художественной выставки", на которой были представлены образцы "настоящего искусства", по версии Адольфа Гитлера и его идеологов.
Двойной юбилей отмечается в эти дни в Мюнхене в бывшем храме нацистского искусства выставкой "Истории в конфликте. Идеологическое использование искусства с 1937 по 1955 год". О выставке рассказывает немецкий искусствовед Кристиан Гамперт:
– Автор концепции выставки – швейцарский скульптор и фотограф Христиан Филипп Мюллер. Он одел серое здание в стиле классицизма в цветастый попсовый наряд из раскрашенной защитной сетки, дабы указать на современное использование некогда нацистского зала. Открытое как оплот коричневой эстетики здание нынче является храмом ненавидимого нацистами искусства модерна. Мюллер своим решением как бы вывернул наизнанку историческую маскировку здания во время войны – именно она с искусственными верхушками деревьев на крыше делала здание для летчиков союзников частью Английского парка и уберегла его от бомб. Выставка рассказывает об истории здания в игровой манере, фокусируя внимание на послевоенном времени: в первом зале, например, на стене висят баскетбольные корзины. Когда американцы открыли для себя в 1945 году этот огромный, полностью сохранившийся корпус, то они, превратив часть его в офицерский клуб с рестораном и варьете, не только распивали там виски, но и занимались спортом. Выставка рассказывает историю здания до 1955 года, когда в нем состоялась первая в Германии большая выставка Пикассо. Путь к этой выставке, постепенное возвращение дискредитированного нацистами модерна в сознание немцев и документирует выставка.
Конфронтацию нацистского и современного искусства организаторы выставки также представляют весьма эффектно: некогда превозносимые нацистами работы, давно убранные в запасники, там же и выставлены на сохранившихся охранных решетках, а "дегенеративное", по мнению нацистов, искусство представлено на стенах музея. Это работы уже давно признанных классиков модерна, таких, как Кандинский и Клее. В экспозиции нацистского искусства есть и сюрпризы: на картине Эриха Меркера "Добыча гранита в Флоссенбюрге", написанной в 1941 году, изображена рабочая идиллия в каменоломне, но по костюму рабочего можно понять, что он – заключенный концлагеря Флоссенбюрг.
Центральный зал экспозиции отдан всемирной выставке в Париже в 1937 году. На ней проект здания мюнхенского музея был отмечен премией, как шедевр архитектуры. Одним из экспонатов является и стела с полным текстом речи Гитлера на открытии здания с его главными высказываниями по теории искусства, в частности о том, что искусство, нуждающееся в объяснениях, не имеет права на жизнь. В этом месте речи Гитлеру аплодировали. Кстати, и сегодня есть люди, все еще думающие так же. Парадокс истории: немецкий павильон выставки в Париже в 1937 году соседствовал с испанским, в котором экспонировалась картина Пикассо "Герника", – напоминает Кристиан Гамперт.
Выставка "Дегенеративное искусство" до сих пор привлекает к себе внимание специалистов и широкой общественности, в частности, потому, что не все полотна художников-авангардистов были уничтожены нацистами. У многих из них оказалась трагическая и интересная судьба. Первую выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене посетили 2 миллиона человек. У противопоставленной ей выставки образцов арийского искусства посетителей было гораздо меньше 420 тысяч. В целом за программу борьбы с чуждым нацизму искусством отвечал министр пропаганды Йозеф Геббельс, а за саму выставку – президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.
Операция по чистке в немецком изобразительном искусстве отмечена конфискацией 16 тысяч работ, часть из которых была уничтожена, а часть продана за границу. Сама же выставка до апреля1941 года объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей, в частности, в Берлине, Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Зальцбурге и Вене. Зрительскому интересу к выставке не помешало (а, может быть, и способствовало) то, что нацисты сочетали работы художников с рисунками умалишенных и фотографиями уродов.
Это должно было подчеркивать вырождение представленного авангардистского искусства модерна. Выставка, аннотированная, как презентация больного "еврейско-большевистского" искусства способствовала и оправданию преследований расово неполноценных и политических противников. Конфискованные у владельцев и музеев работы были собраны в Берлине. Сама конфискация уже после своего проведения была легитимирована специальным законом. Геринг предложил продавать картины за границу с целью пополнения валютных резервов. Решением Гитлера некоторые шедевры были обменяны в иностранных музеях на картины старых мастеров. 1004 картины и 3825 графических работ были сожжены в Берлине 20 марта 1939 года во дворе пожарной части района Кройцберг, 125 работ были отобраны для продажи через подставных лиц на аукционе в Швейцарии.
Созданная Герингом специальная комиссия по использованию работ дегенеративного искусства выработала минимальные начальные цены для торгов, которые проходили в Люцерне 30 июня 1939 года и вызвали интерес коллекционеров всего мира. Финансовый успех акции был, однако, невелик – на покупателей подействовала просочившаяся информация, что вырученные деньги пополнят валютный запас нацистского режима. Многие работы, но, тем не менее, не все, были все же в Люцерне проданы. В дальнейшем оставшиеся работы продавались вскоре на других аукционах по отдельности. В заключительном отчете Геббельса Гитлеру говорится о продаже за границу 300 картин и скульптур и 3000 графических работ. Многие из них до сих пор не вернулись в Германию, и не возвращены бывшим владельцам.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Это были классики модерна, а также авторы еврейского происхождения и коммунистических убеждений. Среди отвергнутых художников были, в частности, Отто Дикс, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Марк Шагал, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский. Одновременно там же в Мюнхене нацисты праздновали открытие грандиозного выставочного зала "Дома немецкого искусства" – так называемой "Большой немецкой художественной выставки", на которой были представлены образцы "настоящего искусства", по версии Адольфа Гитлера и его идеологов.
Двойной юбилей отмечается в эти дни в Мюнхене в бывшем храме нацистского искусства выставкой "Истории в конфликте. Идеологическое использование искусства с 1937 по 1955 год". О выставке рассказывает немецкий искусствовед Кристиан Гамперт:
– Автор концепции выставки – швейцарский скульптор и фотограф Христиан Филипп Мюллер. Он одел серое здание в стиле классицизма в цветастый попсовый наряд из раскрашенной защитной сетки, дабы указать на современное использование некогда нацистского зала. Открытое как оплот коричневой эстетики здание нынче является храмом ненавидимого нацистами искусства модерна. Мюллер своим решением как бы вывернул наизнанку историческую маскировку здания во время войны – именно она с искусственными верхушками деревьев на крыше делала здание для летчиков союзников частью Английского парка и уберегла его от бомб. Выставка рассказывает об истории здания в игровой манере, фокусируя внимание на послевоенном времени: в первом зале, например, на стене висят баскетбольные корзины. Когда американцы открыли для себя в 1945 году этот огромный, полностью сохранившийся корпус, то они, превратив часть его в офицерский клуб с рестораном и варьете, не только распивали там виски, но и занимались спортом. Выставка рассказывает историю здания до 1955 года, когда в нем состоялась первая в Германии большая выставка Пикассо. Путь к этой выставке, постепенное возвращение дискредитированного нацистами модерна в сознание немцев и документирует выставка.
Конфронтацию нацистского и современного искусства организаторы выставки также представляют весьма эффектно: некогда превозносимые нацистами работы, давно убранные в запасники, там же и выставлены на сохранившихся охранных решетках, а "дегенеративное", по мнению нацистов, искусство представлено на стенах музея. Это работы уже давно признанных классиков модерна, таких, как Кандинский и Клее. В экспозиции нацистского искусства есть и сюрпризы: на картине Эриха Меркера "Добыча гранита в Флоссенбюрге", написанной в 1941 году, изображена рабочая идиллия в каменоломне, но по костюму рабочего можно понять, что он – заключенный концлагеря Флоссенбюрг.
Центральный зал экспозиции отдан всемирной выставке в Париже в 1937 году. На ней проект здания мюнхенского музея был отмечен премией, как шедевр архитектуры. Одним из экспонатов является и стела с полным текстом речи Гитлера на открытии здания с его главными высказываниями по теории искусства, в частности о том, что искусство, нуждающееся в объяснениях, не имеет права на жизнь. В этом месте речи Гитлеру аплодировали. Кстати, и сегодня есть люди, все еще думающие так же. Парадокс истории: немецкий павильон выставки в Париже в 1937 году соседствовал с испанским, в котором экспонировалась картина Пикассо "Герника", – напоминает Кристиан Гамперт.
Выставка "Дегенеративное искусство" до сих пор привлекает к себе внимание специалистов и широкой общественности, в частности, потому, что не все полотна художников-авангардистов были уничтожены нацистами. У многих из них оказалась трагическая и интересная судьба. Первую выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене посетили 2 миллиона человек. У противопоставленной ей выставки образцов арийского искусства посетителей было гораздо меньше 420 тысяч. В целом за программу борьбы с чуждым нацизму искусством отвечал министр пропаганды Йозеф Геббельс, а за саму выставку – президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.
Операция по чистке в немецком изобразительном искусстве отмечена конфискацией 16 тысяч работ, часть из которых была уничтожена, а часть продана за границу. Сама же выставка до апреля1941 года объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей, в частности, в Берлине, Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Зальцбурге и Вене. Зрительскому интересу к выставке не помешало (а, может быть, и способствовало) то, что нацисты сочетали работы художников с рисунками умалишенных и фотографиями уродов.
Это должно было подчеркивать вырождение представленного авангардистского искусства модерна. Выставка, аннотированная, как презентация больного "еврейско-большевистского" искусства способствовала и оправданию преследований расово неполноценных и политических противников. Конфискованные у владельцев и музеев работы были собраны в Берлине. Сама конфискация уже после своего проведения была легитимирована специальным законом. Геринг предложил продавать картины за границу с целью пополнения валютных резервов. Решением Гитлера некоторые шедевры были обменяны в иностранных музеях на картины старых мастеров. 1004 картины и 3825 графических работ были сожжены в Берлине 20 марта 1939 года во дворе пожарной части района Кройцберг, 125 работ были отобраны для продажи через подставных лиц на аукционе в Швейцарии.
Созданная Герингом специальная комиссия по использованию работ дегенеративного искусства выработала минимальные начальные цены для торгов, которые проходили в Люцерне 30 июня 1939 года и вызвали интерес коллекционеров всего мира. Финансовый успех акции был, однако, невелик – на покупателей подействовала просочившаяся информация, что вырученные деньги пополнят валютный запас нацистского режима. Многие работы, но, тем не менее, не все, были все же в Люцерне проданы. В дальнейшем оставшиеся работы продавались вскоре на других аукционах по отдельности. В заключительном отчете Геббельса Гитлеру говорится о продаже за границу 300 картин и скульптур и 3000 графических работ. Многие из них до сих пор не вернулись в Германию, и не возвращены бывшим владельцам.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"