В режиме экономии

Протестующие против Олимпиады в Сочи. Лондон, 28 июля 2012 г

Что следует считать британским национальным видом спорта? Некоторые жители страны, принимающей Олимпиаду, полагают, что это – протесты и прочие выражения недовольства. В месяцы, предшествовавшие Играм, наиболее оптимистичная часть населения взывала к согражданам-скептикам: "Давайте соберемся с духом, покажем всему миру, что мы не такие, а там, через каких-нибудь пару недель, можно будет вернуться в нормальный режим". То есть, как провозгласило правительство пост-кризисной Британии, режим строжайшей экономии.

Именно под таким девизом предлагается урезать бюджет Национальной службы здравоохранения (и без того еле дышащей) на 20 миллиардов фунтов стерлингов. Граждане подмечают, что на организацию Игр потрачена сумма, превышающая эту процентов на 20. Подобные расходы многим представляются расточительством. Так называемая "Контр-олимпийская сеть" организовала в первые дни Олимпиады акцию протеста под лозунгом, который вполне могли бы придумать советники премьер-министра Дэвида Кэмерона, – "Игры в режиме экономии". Собравшись в районе на востоке Лондона, недалеко от главной спортивной арены, активисты раздавали листовки и общались с журналистами, главным образом иностранными. Местная пресса почему-то не торопилась освещать ни это событие, ни демонстрацию, состоявшуюся ранее, во время церемонии открытия Игр.

Пока зрители любовались красочным шоу в Олимпийском парке, за его воротами шел велосипедный протест "Критическая масса" – регулярная акция, устраиваемая в Лондоне в последнюю пятницу каждого месяца. На этот раз участники решили не изменять традиции, собрались и поехали в сторону стадиона обычным маршрутом, невзирая на пресловутые "полосы для ЗиЛов", выделенные для олимпийских нужд. Полиция быстро окружила демонстрацию и арестовала, по некоторым сведениям, 160 человек, а если верить Би-би-си – 130. Британские СМИ не стали делать из этого громкую историю. Полицейские действовали оперативно и, по слухам, грубовато: 20 арестованных продержали в автобусе три часа без еды и адвоката, а после рассовали на ночь по камерам. Наутро их выпустили под залог, запретив приближаться к олимпийским объектам ближе, чем на 100 ярдов, пользоваться какими-либо олимпийскими дорогами и появляться в окрестностях главного стадиона с велосипедом. "Поистине народные Игры", – прокомментировал ситуацию один из немногочисленных местных журналистов, о ней написавших.

Тем, кто протестовал пешком, не создавая толчеи у олимпийских объектов, повезло больше: 400 человек мирно прошли по улицам района, где на крышах ряда многоэтажек перед Олимпиадой были установлены ракетные установки. Лозунги демонстрантов были направлены в основном против корпораций-гигантов, спонсировавших игры. Среди собравшихся была группа черкесов в национальных костюмах, исполнявших народные песни и танцы и выступавших с пламенными речами, клеймя грядущую Олимпиаду-2014. Она, как известно, пройдет в Сочи, на территории, некогда заселенной черкесами, впоследствии изгнанными оттуда и пострадавшими от геноцида.

Кроме этих – пусть лишь вкратце официально упомянутых – протестов, ходят слухи о других волнениях в городе. Кто-то видел в центре перегруппировавшихся участников антиглобалистского движения "Occupy"; кто-то жаловался, что лично ему не разрешили пройти в деловой район Кэнэри-уорф, что на Собачьем острове, посоветовав сперва сменить "панковские штаны". О том, что нынче можно и нельзя носить в Лондоне, стоит поговорить особо, как и о прочих ограничениях и запретах, введенных здесь на время Олимпиады.

И все же, несмотря на определенные неудобства, большинство лондонцев решили не портить праздник миллионам любителей спорта и спонсорства, а поступить согласно английской пословице: "Ухмыляйся и терпи". Терпеть осталось уже меньше двух недель.