В поддержку участниц группы выступил член партии "Единая Россия" Валерий Федотов. Он призвал коллег-однопартийцев последовать его примеру.
Длящиеся второй день судебные слушания по делу участниц группы Pussy Riot проходят с нарушениями, - утверждают независимые наблюдатели и некоторые эксперты. Девушкам не дают времени на сон и еду, несмотря на их просьбы, судья отводит почти все вопросы адвокатов обвиняемых. Дмитрий Аграновский, как и многие юристы, уверен, что исход процесса предрешен:
- Статьи, под которую попадали бы действия этих гражданок, в Уголовном кодексе нет, нравится это кому-то или нет. Нет статьи "кощунство", нет статьи "богохульство". Но, очевидно, эти статьи появятся, раз православие становится государственной идеологией. Их действия, по мнению обвинения, были направлены на разжигание вражды и ненависти к верующим. Я этого не вижу: в их "песне" содержалась критика патриарха и Путина, - констатирует Аграновский. – Провокация Pussy Riot, а я считаю это провокацией, удалась блестяще. Государство сделало все возможное, чтобы раскрутить ее до небес. Не исключаю, правда, что приговор будет не слишком суровым, мы не Белоруссия, независимая от Запада. Россия слишком тесно встроена в мировую систему и обязана учитывать мировое мнение.
В свой день рождения в поддержку участниц группы Pussy Riot выступил 42-летний член партии "Единая Россия", глава исполкома Василеостровского отделения партии в Санкт-Петербурге Валерий Федотов. Он попросил суд отпустить девушек на свободу: "они совершили этическую ошибку, но все мыслимые и немыслимые сроки наказания уже превзойдены". Коллег по партии Федотов призвал присоединиться к письму в поддержку девушек. По его мнению, необходимо "доказать обществу", что "не все единороссы — средневековые фанатики"."Да, среди нас есть какое-то количество "жуликов и воров", есть беспринципные карьеристы и… сумасшедшие фанатики, однако не больше, чем в целом по стране", - подчеркивает Валерий Федотов.
Следует отметить, что в блоге Валерия Федотова время от времени появляются посты, едва ли отвечающие генеральной линии "партии власти". Так, в публикации с полемически-заостренным названием "Я уничтожу ЕР!", которая была посвящена выборам партийного руководства, Федотов уверяет: "Расклад даёт уникальный шанс пробраться в самую верхушку правящей партии нормальному человеку в результате реальной демократической процедуры. А там хоть вешай вверенному активу белые ленты и выводи его на Болотную…" В другом посте Федотов подчеркивает: "Жить по принципу "ждем указаний из Москвы" – невозможно. Нужны инициатива на местах и свобода в принятии решений".
В разговоре с корреспондентом Радио Свобода выяснилось, что бизнесмен Валерий Федотов попал в ЕР "совершенно случайно":
– Два с половиной года назад, по газетному объявлению об открытии проекта "Кадровый резерв - профессиональная команда страны". И поскольку я был профессиональным менеджером и бизнесменом, мне показалось, что мои навыки было бы интересно применить в рамках этого проекта.
– А что за бизнес?
– Различные бизнес-проекты, один из них - поставка и монтаж всевозможного сантехнического оборудования на строительные объекты, торговые точки. С государством никогда не работал, и государственных контрактов у меня никогда не было.
Присоединившись к проекту, через несколько месяцев я вступил уже в саму партию "Единая Россия". И два года работал на земле, проводя уличные мероприятия, общаясь с коллегами, участвуя в каких-то акциях. Осенью 2011 года участвовал в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, выборы проиграл. Набрал 27 процентов, показал хороший результат, но этого было недостаточно, чтобы по партийным спискам пройти в ЗакС. Проиграл Алексею Ковалеву из "Справедливой России". Административный пост в Василеостровском районе занимаю в течение года. Глава исполкома – это, на самом деле, техническая должность, не политическая. Политические должности в партии - это руководители политсоветов.
– Коллеги по партии вам сейчас звонят с поздравлениями или со словами сочувствия?
– Не только звонят, но и пишут. Я получил огромное количество комментариев, писем и звонков, не был готов к этому. В свой день рождения сижу и пытаюсь каждому человеку ответить, что-то объяснить или просто сказать спасибо. А в целом все делятся на три категории. Первые называют меня Иудой, что я предаю партию, предаю страну, предаю ее будущее. С этими людьми бесполезно говорить, они всегда существовали и будут существовать. Вторая категория, конечно же, спрашивает меня, что я делаю и зачем – пытаясь лишний раз уточнить, действительно ли я так думаю. Их больше, чем людей в первой категории. Но самая большая – третья категория: те, кто поддерживает и говорит спасибо за то, что я сказал то, о чем они думали, и сделал это публично. А я, в свою очередь, думаю, что выполнил некий моральный долг перед моими друзьями и коллегами, с которыми не первый год работаю в партии.
– Уточним: вы полагаете, что мнение "девушки из Pussy Riot совершили нечто неэтичное, но то, что происходит с ними, находится за пределами добра и зла" – нечто вроде устойчивого тренда среди членов партии "Единая Россия"?
– Мне кажется, так думает большое количество – не берусь сказать точно, большинство или нет, но большое количество партийцев. Все понимают, что девушки совершили проступок, за который они должны быть наказаны. Чаще всего в качестве адекватной меры предлагалась возможность осудить их на общественные работы – чтобы они, условно говоря, трудом искупили урон, которые они нанесли обществу. Но все так же прекрасно понимают, что уже сейчас их наказание – то, что они сидят в тюрьме – уже не соответствует их проступку. Не говоря о том, что все катится к тому, что они будут осуждены на реальные сроки, и достаточно большие.
– Лидер партии "Единая Россия" Дмитрий Медведев в недавнем интервью лондонской газете "Таймс" на прямой вопрос о деле Pussy Riot призвал не мешать работе суда – и упомянул, что "в некоторых странах ответственность за подобные действия была бы существенно более строгой". Вы возражаете руководителю своей партии?
– Да, я слышал это интервью. Мне было очень интересно посмотреть на его реакцию, и я прекрасно отдаю себе отчет, что ответственность лидера гораздо выше, чем ответственность, например, моя – и он вынужден быть, в том числе, и дипломатичным. Наверное, было бы неправильно, если бы он давал бы оценки, которые давили бы на суд. Я считаю, что мы должны уходить от этой практики - бесконечно обращаться к первому лидеру, ко второму лидеру, к третьему, ранжировать их. Ответственность должны нести те, кто принимает решения. Есть судебные органы, есть следственные органы, в конце концов, есть мы, и партия ведь состоит не только из лидеров. Я думаю, что если бы партия не замалчивала эту ситуацию, оставаясь в тени, а реально высказала бы свое мнение, и это было бы на всех уровнях, то, наверное, судьи лишний раз бы подумали о том, что они делают.
– Перед тем, как выносить ваше мнение о деле Pussy Riot в публичную плоскость, вы общались с кем-то из партийцев, равных или вышестоящих?
– Я каждый день общаюсь с моими коллегами, многие из них – мои друзья, и ваш вопрос, скорее, связан с тем, получал ли я добро на эту публикацию среди руководителей. Нет, я не спрашивал разрешения на эту публикацию.
– Но всё-таки партия – это вертикаль.
– Я не являюсь официальным спикером партии и занимаю не столь высокий пост. Считаю, что я вправе выражать свою гражданскую позицию, свою личную позицию, тем более это было сделано через формат личного журнала. Ну, а у моих руководителей остается право отреагировать соответствующим образом, как они считают.
– Пока реакции не было?
– Ни реакции, ни давления.
– Если власть воспользуется достаточно изящным предложенным ходом, и многие партийцы подпишутся под мыслями, которые вы излагаете, то в данном случае можно будет говорить: "посмотрите, партия власти имеет такое мнение". Вы будете считать, что ваша цель достигнута?
– Если девушки выйдут на свободу, я считаю, что моя цель будет достигнута. Все-таки главное, ради чего это писалось – морально поддержать их и дополнительно обратить внимание на эту проблему, заставить считаться с нашим мнением тех, кто принимает решения.
– В Питере сильны ваши оппоненты – к примеру, из партии "Яблоко". Они как-то обозначили свою позицию?
– Суммарно я получил больше тысячи комментариев на эту публикацию, если взять разные социальные сети. Я там вижу фамилии наших политических оппонентов, в том числе из партии "Яблоко", "Справедливая Россия". Мы в любом случае останемся политическими оппонентам, но то, что мы вместе сейчас делаем общее дело… я считаю, что это неплохо, - говорит Валерий Федотов.
Московский коллега Валерия Федотова, депутат Госдумы от "Единой России" Владимир Бурматов не намерен выступать в поддержку группы Pussy Riot. Бурматов уверен, что призыв Федотова не найдет отклика в партии:
- Я отношусь к нему как к личному мнению гражданина Российской Федерации. Не вижу в этом ничего особенного. У нас в партии 2 миллиона человек, каждый имеет свое мнение по каждому вопросу – даже при всей его очевидности. Члены нашей партии, в отличие от других, могут открыто высказать свою позицию, не боясь репрессивных действий со стороны руководства. Федотову за это письмо ничего не будет. Прославится как Pussy Riot, про него так же забудут. Но мое мнение сильно расходится с мнением Федотова, и я ничего не могу с этим поделать. Наша партия приветствует плюрализм мнений…
Владимир Бурматов добавил: необходимо "дождаться решения справедливого российского суда" и принять его, "каким бы оно ни было".
Длящиеся второй день судебные слушания по делу участниц группы Pussy Riot проходят с нарушениями, - утверждают независимые наблюдатели и некоторые эксперты. Девушкам не дают времени на сон и еду, несмотря на их просьбы, судья отводит почти все вопросы адвокатов обвиняемых. Дмитрий Аграновский, как и многие юристы, уверен, что исход процесса предрешен:
- Статьи, под которую попадали бы действия этих гражданок, в Уголовном кодексе нет, нравится это кому-то или нет. Нет статьи "кощунство", нет статьи "богохульство". Но, очевидно, эти статьи появятся, раз православие становится государственной идеологией. Их действия, по мнению обвинения, были направлены на разжигание вражды и ненависти к верующим. Я этого не вижу: в их "песне" содержалась критика патриарха и Путина, - констатирует Аграновский. – Провокация Pussy Riot, а я считаю это провокацией, удалась блестяще. Государство сделало все возможное, чтобы раскрутить ее до небес. Не исключаю, правда, что приговор будет не слишком суровым, мы не Белоруссия, независимая от Запада. Россия слишком тесно встроена в мировую систему и обязана учитывать мировое мнение.
В свой день рождения в поддержку участниц группы Pussy Riot выступил 42-летний член партии "Единая Россия", глава исполкома Василеостровского отделения партии в Санкт-Петербурге Валерий Федотов. Он попросил суд отпустить девушек на свободу: "они совершили этическую ошибку, но все мыслимые и немыслимые сроки наказания уже превзойдены". Коллег по партии Федотов призвал присоединиться к письму в поддержку девушек. По его мнению, необходимо "доказать обществу", что "не все единороссы — средневековые фанатики"."Да, среди нас есть какое-то количество "жуликов и воров", есть беспринципные карьеристы и… сумасшедшие фанатики, однако не больше, чем в целом по стране", - подчеркивает Валерий Федотов.
Следует отметить, что в блоге Валерия Федотова время от времени появляются посты, едва ли отвечающие генеральной линии "партии власти". Так, в публикации с полемически-заостренным названием "Я уничтожу ЕР!", которая была посвящена выборам партийного руководства, Федотов уверяет: "Расклад даёт уникальный шанс пробраться в самую верхушку правящей партии нормальному человеку в результате реальной демократической процедуры. А там хоть вешай вверенному активу белые ленты и выводи его на Болотную…" В другом посте Федотов подчеркивает: "Жить по принципу "ждем указаний из Москвы" – невозможно. Нужны инициатива на местах и свобода в принятии решений".
В разговоре с корреспондентом Радио Свобода выяснилось, что бизнесмен Валерий Федотов попал в ЕР "совершенно случайно":
– Два с половиной года назад, по газетному объявлению об открытии проекта "Кадровый резерв - профессиональная команда страны". И поскольку я был профессиональным менеджером и бизнесменом, мне показалось, что мои навыки было бы интересно применить в рамках этого проекта.
– А что за бизнес?
– Различные бизнес-проекты, один из них - поставка и монтаж всевозможного сантехнического оборудования на строительные объекты, торговые точки. С государством никогда не работал, и государственных контрактов у меня никогда не было.
Присоединившись к проекту, через несколько месяцев я вступил уже в саму партию "Единая Россия". И два года работал на земле, проводя уличные мероприятия, общаясь с коллегами, участвуя в каких-то акциях. Осенью 2011 года участвовал в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, выборы проиграл. Набрал 27 процентов, показал хороший результат, но этого было недостаточно, чтобы по партийным спискам пройти в ЗакС. Проиграл Алексею Ковалеву из "Справедливой России". Административный пост в Василеостровском районе занимаю в течение года. Глава исполкома – это, на самом деле, техническая должность, не политическая. Политические должности в партии - это руководители политсоветов.
– Коллеги по партии вам сейчас звонят с поздравлениями или со словами сочувствия?
– Не только звонят, но и пишут. Я получил огромное количество комментариев, писем и звонков, не был готов к этому. В свой день рождения сижу и пытаюсь каждому человеку ответить, что-то объяснить или просто сказать спасибо. А в целом все делятся на три категории. Первые называют меня Иудой, что я предаю партию, предаю страну, предаю ее будущее. С этими людьми бесполезно говорить, они всегда существовали и будут существовать. Вторая категория, конечно же, спрашивает меня, что я делаю и зачем – пытаясь лишний раз уточнить, действительно ли я так думаю. Их больше, чем людей в первой категории. Но самая большая – третья категория: те, кто поддерживает и говорит спасибо за то, что я сказал то, о чем они думали, и сделал это публично. А я, в свою очередь, думаю, что выполнил некий моральный долг перед моими друзьями и коллегами, с которыми не первый год работаю в партии.
– Уточним: вы полагаете, что мнение "девушки из Pussy Riot совершили нечто неэтичное, но то, что происходит с ними, находится за пределами добра и зла" – нечто вроде устойчивого тренда среди членов партии "Единая Россия"?
– Мне кажется, так думает большое количество – не берусь сказать точно, большинство или нет, но большое количество партийцев. Все понимают, что девушки совершили проступок, за который они должны быть наказаны. Чаще всего в качестве адекватной меры предлагалась возможность осудить их на общественные работы – чтобы они, условно говоря, трудом искупили урон, которые они нанесли обществу. Но все так же прекрасно понимают, что уже сейчас их наказание – то, что они сидят в тюрьме – уже не соответствует их проступку. Не говоря о том, что все катится к тому, что они будут осуждены на реальные сроки, и достаточно большие.
– Лидер партии "Единая Россия" Дмитрий Медведев в недавнем интервью лондонской газете "Таймс" на прямой вопрос о деле Pussy Riot призвал не мешать работе суда – и упомянул, что "в некоторых странах ответственность за подобные действия была бы существенно более строгой". Вы возражаете руководителю своей партии?
– Да, я слышал это интервью. Мне было очень интересно посмотреть на его реакцию, и я прекрасно отдаю себе отчет, что ответственность лидера гораздо выше, чем ответственность, например, моя – и он вынужден быть, в том числе, и дипломатичным. Наверное, было бы неправильно, если бы он давал бы оценки, которые давили бы на суд. Я считаю, что мы должны уходить от этой практики - бесконечно обращаться к первому лидеру, ко второму лидеру, к третьему, ранжировать их. Ответственность должны нести те, кто принимает решения. Есть судебные органы, есть следственные органы, в конце концов, есть мы, и партия ведь состоит не только из лидеров. Я думаю, что если бы партия не замалчивала эту ситуацию, оставаясь в тени, а реально высказала бы свое мнение, и это было бы на всех уровнях, то, наверное, судьи лишний раз бы подумали о том, что они делают.
– Перед тем, как выносить ваше мнение о деле Pussy Riot в публичную плоскость, вы общались с кем-то из партийцев, равных или вышестоящих?
– Я каждый день общаюсь с моими коллегами, многие из них – мои друзья, и ваш вопрос, скорее, связан с тем, получал ли я добро на эту публикацию среди руководителей. Нет, я не спрашивал разрешения на эту публикацию.
– Но всё-таки партия – это вертикаль.
– Я не являюсь официальным спикером партии и занимаю не столь высокий пост. Считаю, что я вправе выражать свою гражданскую позицию, свою личную позицию, тем более это было сделано через формат личного журнала. Ну, а у моих руководителей остается право отреагировать соответствующим образом, как они считают.
– Пока реакции не было?
– Ни реакции, ни давления.
– Если власть воспользуется достаточно изящным предложенным ходом, и многие партийцы подпишутся под мыслями, которые вы излагаете, то в данном случае можно будет говорить: "посмотрите, партия власти имеет такое мнение". Вы будете считать, что ваша цель достигнута?
– Если девушки выйдут на свободу, я считаю, что моя цель будет достигнута. Все-таки главное, ради чего это писалось – морально поддержать их и дополнительно обратить внимание на эту проблему, заставить считаться с нашим мнением тех, кто принимает решения.
– В Питере сильны ваши оппоненты – к примеру, из партии "Яблоко". Они как-то обозначили свою позицию?
– Суммарно я получил больше тысячи комментариев на эту публикацию, если взять разные социальные сети. Я там вижу фамилии наших политических оппонентов, в том числе из партии "Яблоко", "Справедливая Россия". Мы в любом случае останемся политическими оппонентам, но то, что мы вместе сейчас делаем общее дело… я считаю, что это неплохо, - говорит Валерий Федотов.
Московский коллега Валерия Федотова, депутат Госдумы от "Единой России" Владимир Бурматов не намерен выступать в поддержку группы Pussy Riot. Бурматов уверен, что призыв Федотова не найдет отклика в партии:
- Я отношусь к нему как к личному мнению гражданина Российской Федерации. Не вижу в этом ничего особенного. У нас в партии 2 миллиона человек, каждый имеет свое мнение по каждому вопросу – даже при всей его очевидности. Члены нашей партии, в отличие от других, могут открыто высказать свою позицию, не боясь репрессивных действий со стороны руководства. Федотову за это письмо ничего не будет. Прославится как Pussy Riot, про него так же забудут. Но мое мнение сильно расходится с мнением Федотова, и я ничего не могу с этим поделать. Наша партия приветствует плюрализм мнений…
Владимир Бурматов добавил: необходимо "дождаться решения справедливого российского суда" и принять его, "каким бы оно ни было".