Ефим Фиштейн: Официальные лица Литвы , граничащей с Калининградской областью , высказывают озабоченность тем, что Россия делает, по их мнению, этот анклав все более милитаризованной зоной. Литовцы обеспокоены планами российского руководства расположить в регионе противоракетные установки Искандер и на треть увеличить расходы на оборону.
Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс
Ирина Петерс: Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис вновь обратил внимание на милитаризацию соседней Калининградской области и усиление риторики российских лидеров в отношении НАТО. «На то, что два этих обстоятельства совпадают – сказал он - нельзя закрывать глаза». Ту же озабоченность высказывают члены комитета по национальной безопасности и обороне литовского Сейма , заявившие, что Литва будет реагировать на последовательное наращивание восточным соседом военных ресурсов , в том числе в Калининградском регионе.
В обнародованном Министерством финансов России плане бюджетных расходов на 2013 год видно, что траты на оборону увеличиваются на 25 процентов. «Такое увеличение – заявил глава этого комитета , консерватор Арвидас Анушаускас в интервью агентству BNS - происходит каждый год все последнее десятилетие. Когда военный бюджет страны увеличивается такими темпами, возникает вопрос: на что эти средства будут направлены ? Несомненно, идет перевооружение российской армии, мы видим это и в Калининградской области. Это, конечно, внутреннее дело России, но, думаю, каждый гражданин этой страны , вкладывая свои деньги в социальное страхование, может спросить, что он теряет и что получает при таком государственном бюджете. И нам не все равно, что, если Россия будет такими темпами увеличивать военное присутствие, спустя десятилетие по соседству с нами появится мощнейшая , вооруженная современным оружием , хорошо оснащенная военная группировка.»
Анушаускас отметил, что налицо уменьшение прозрачности российского военного бюджета : прежде засекречивали около трети статей военного финансирования, сейчас - примерно половину. «Это говорит о том, что власть тут поступает , как хочет, и у российского парламента меньше возможностей контролировать использование средства» - заметил парламентарий.
Член этого парламентского комитета из числа оппозиционных депутатов, социал-демократ Юозас Олекас сказал, что мотивы, по которым россияне увеличивают финансирование оборонной сферы
– дескать, они видят угрозу со стороны НАТО - не соответствует действительности. «Европейский противоракетный щит, который создают государства НАТО направлен не против России, а против потенциальной угрозы со стороны малопрогнозируемых государств» - сказал Олекас, отметивший, что Литва сейчас, как никогда в своей истории, находится в безопасности , потому что является членом НАТО.
Президент Литвы Даля Грибаускайте на Чикагском саммите НАТО также говорила о защищенности своей страны. «Нам удалось на неограниченный срок – заявила она - продлить миссию воздушной полиции Альянса в странах Балтии и обеспечить гарантии коллективной обороны, как это предусмотрено 5–й статьей Вашингтонского договора». При этом президент также обеспокоена нарастанием милитаризации соседней Калининградской области России.
Озабоченность этим вопросом высказала Радио Свобода
и министр обороны Литвы Раса Юкнявичене.
Раса Юкнявичене: Все министры обороны должны быть озабочены тем, что происходит вокруг государства. А вокруг нашего мы все настроены на такие же цели, которые вокруг нас – это мирная, немилитаризованная зона. Мы наблюдаем, что в последние годы происходит сильная милитаризация региона и в Калининградской области, и на границах с Латвией, Эстонией, Финляндией. И Российская Федерация это делает ежегодно, новая техника приходит, подготовка военных, наблюдается концентрация военных сил на границе.
Ирина Петерс: Приходилось ли говорить на эту тему как министру с коллегами-россиянами? Доводилось ли вам бывать в анклаве?
Раса Юкнявичене: Нет, не было такой возможности. Конечно, мы не раз выдвигали инициативы, чтобы побольше было совместной работы, мы всегда приглашаем российскую сторону на военные учения, на свои собственные и те, которые делаем с нашими соседями, партнерами НАТО. Но нет такого ответа, чтобы мы видели желание сотрудничать. Сама поднимаю вопрос, почему это делается. Мы не являемся никакими врагами, ни НАТО, ни Литва, ни Эстония, ни Латвия, от нас не исходит никакая угроза России. Почему надо так много денег тратить на такую высокую подготовку и на такие активные действия у наших границ. Хотелось бы услышать ответ. НАТО задает такие вопросы. Надеюсь, мы получим ответ, что это значит.
Ирина Петерс: Конкретно беспокоит ракетные российские комплексы "Искандер"?
Раса Юкнявичене: Такие комплексы уже построены под Санкт-Петербургом. И по российским планам, которые опубликованы, будут модернизировать свои войска как раз такими комплексами "Искандер" в Калининградской области. Они уже модернизировали зенитными комплексами С-400 противовоздушной обороны. Это, наверное, ведется как раз у границ Литвы.
Ирина Петерс: Каким видится развитие диалога НАТО – Россия, литовский взгляд на эти перспективы?
Раса Юкнявичене: Мы хотим сотрудничать с нашими соседями, особенно в контексте НАТО – Россия. У нас одно желание, чтобы этот регион был хорошим примером другим государствам мира, как сотрудничать в экономике, в культуре и в развитии этих регионов. Членство в НАТО помогает нам надеяться, что в будущем так и будет. Я думаю, что общие угрозы в мире и для России, и для НАТО – это и поможет в будущем. Но сейчас пока что вижу различия в развитии таких связей. Сирия на повестке дня, и мы видим, какие разные взгляды на этот очень сложный вопрос.
Ирина Петерс: Усиление военного потенциала калининградского края, а, значит, и напряженности в этом регионе, проходит на фоне традиционно-активного, благополучного сотрудничества российских и литовских предпринимателей. А также – и особенно – деятелей культуры двух стран.
Генеральный консул Литвы в Калининграде Вацлав Станкевич.
Вацлав Станкевич: В 2009 году я прибыл в Калининград в должности генерального консула. Однозначно это был спад. Сейчас вижу очень большую активность предпринимателей, приезжает то одна, то другая делегация, ищут контакты, ищут ниши для инвестирования из Литвы в Калининградскую область. Нет языкового барьера, исторические связи, мы знаем друг друга хорошо, небольшие расстояния, затраты небольшие в случае инвестирования, перевоза техники, людей и так далее. Поэтому динамика очень большая. Я уверен, что за 2012 год по сравнению с 10-11 годом будет рост.
Традиционные литовские предприниматели очень активны в секторе строительства дорог, крупных сооружений, физкультурные комплексы, школы, очистные сооружения. Очень хорошие отзывы о качестве выполненных работ литовскими строителями. Очень популярны в Калининградской области литовские продукты питания, и цены несколько ниже, чем калининградские.
Ирина Петерс: А калининградцы, каков их интерес?
Вацлав Станкевич: Туризм многопрофильный, очень активно развивается медицинский туризм, не только на курорты. В Калининграде ценятся услуги наших нейрохирургов, кардиохирургов, даже представительство имеют. Инфраструктура развита лучше в Литве, поэтому туристы довольно активно заезжают в Литву, особенно в летнее время, конечно, Рождество католическое, православное, новый год.
Ирина Петерс: Две будущие возможно атомные станции, в Калининградском регионе Балтийская уже строится и Висагинская, о которой спорят, противоречивые оценки привели к протестам и в октябре состоится совещательный референдум о том, хотя ли граждане строительство атомной станции у себя в республике. А как в Калининградской области с общественным мнением по этому вопросу?
Вацлав Станкевич: Балтийская атомная электростанция строится. Но я вижу в Литве как бурно, как широко обсуждается вопрос, в Калининградской области я не вижу, чтобы общественность интересовалась строительством и особенно вопрос безопасности. Общественности не должно быть все равно. В Литве, мы видим, все включились в эту дискуссию. В Калининграде, я вижу, говорят о рабочих местах, сколько будет построено домов жилых, сколько будет дополнительных рабочих мест. Мне кажется, этого далеко недостаточно, все-таки безопасность будущей балтийской атомной электростанции важна не только для нас, для Литвы, но важна и для калининградцев. Я этой дискуссии не вижу.
Ирина Петерс: Часто ли обращаются россияне за документами, чтобы приехать в Литву?
Вацлав Станкевич: Очень часто. По количеству выдаваемых виз среди дипломатических представительств Литвы за рубежом мы стабильно вторые после Минска, выдаем виз даже больше, чем Москва. Калининградская область – это территория России, которая окружена странами Евросоюза, здесь проживает миллион жителей, которым надо выехать за пределы области и им постоянно нужны визы. Мы еще ответственны за транзитный режим. Много культурных мероприятий. Мы соседи и хорошие друзья.
Ирина Петерс: 14 августа в Калининграде впервые пройдет международный фестиваль искусств с красноречивым названием "Территория мира". В нем будут участвовать и артисты, мастера народных промыслов из соседней Литвы. Все они, из разных стран, и будут , образно говоря, делать эту территорию мирной. Как бы хотелось, чтобы она была такой во всех смыслах.
Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс
Ирина Петерс: Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис вновь обратил внимание на милитаризацию соседней Калининградской области и усиление риторики российских лидеров в отношении НАТО. «На то, что два этих обстоятельства совпадают – сказал он - нельзя закрывать глаза». Ту же озабоченность высказывают члены комитета по национальной безопасности и обороне литовского Сейма , заявившие, что Литва будет реагировать на последовательное наращивание восточным соседом военных ресурсов , в том числе в Калининградском регионе.
В обнародованном Министерством финансов России плане бюджетных расходов на 2013 год видно, что траты на оборону увеличиваются на 25 процентов. «Такое увеличение – заявил глава этого комитета , консерватор Арвидас Анушаускас в интервью агентству BNS - происходит каждый год все последнее десятилетие. Когда военный бюджет страны увеличивается такими темпами, возникает вопрос: на что эти средства будут направлены ? Несомненно, идет перевооружение российской армии, мы видим это и в Калининградской области. Это, конечно, внутреннее дело России, но, думаю, каждый гражданин этой страны , вкладывая свои деньги в социальное страхование, может спросить, что он теряет и что получает при таком государственном бюджете. И нам не все равно, что, если Россия будет такими темпами увеличивать военное присутствие, спустя десятилетие по соседству с нами появится мощнейшая , вооруженная современным оружием , хорошо оснащенная военная группировка.»
Анушаускас отметил, что налицо уменьшение прозрачности российского военного бюджета : прежде засекречивали около трети статей военного финансирования, сейчас - примерно половину. «Это говорит о том, что власть тут поступает , как хочет, и у российского парламента меньше возможностей контролировать использование средства» - заметил парламентарий.
Член этого парламентского комитета из числа оппозиционных депутатов, социал-демократ Юозас Олекас сказал, что мотивы, по которым россияне увеличивают финансирование оборонной сферы
– дескать, они видят угрозу со стороны НАТО - не соответствует действительности. «Европейский противоракетный щит, который создают государства НАТО направлен не против России, а против потенциальной угрозы со стороны малопрогнозируемых государств» - сказал Олекас, отметивший, что Литва сейчас, как никогда в своей истории, находится в безопасности , потому что является членом НАТО.
Президент Литвы Даля Грибаускайте на Чикагском саммите НАТО также говорила о защищенности своей страны. «Нам удалось на неограниченный срок – заявила она - продлить миссию воздушной полиции Альянса в странах Балтии и обеспечить гарантии коллективной обороны, как это предусмотрено 5–й статьей Вашингтонского договора». При этом президент также обеспокоена нарастанием милитаризации соседней Калининградской области России.
Озабоченность этим вопросом высказала Радио Свобода
и министр обороны Литвы Раса Юкнявичене.
Раса Юкнявичене: Все министры обороны должны быть озабочены тем, что происходит вокруг государства. А вокруг нашего мы все настроены на такие же цели, которые вокруг нас – это мирная, немилитаризованная зона. Мы наблюдаем, что в последние годы происходит сильная милитаризация региона и в Калининградской области, и на границах с Латвией, Эстонией, Финляндией. И Российская Федерация это делает ежегодно, новая техника приходит, подготовка военных, наблюдается концентрация военных сил на границе.
Ирина Петерс: Приходилось ли говорить на эту тему как министру с коллегами-россиянами? Доводилось ли вам бывать в анклаве?
Раса Юкнявичене: Нет, не было такой возможности. Конечно, мы не раз выдвигали инициативы, чтобы побольше было совместной работы, мы всегда приглашаем российскую сторону на военные учения, на свои собственные и те, которые делаем с нашими соседями, партнерами НАТО. Но нет такого ответа, чтобы мы видели желание сотрудничать. Сама поднимаю вопрос, почему это делается. Мы не являемся никакими врагами, ни НАТО, ни Литва, ни Эстония, ни Латвия, от нас не исходит никакая угроза России. Почему надо так много денег тратить на такую высокую подготовку и на такие активные действия у наших границ. Хотелось бы услышать ответ. НАТО задает такие вопросы. Надеюсь, мы получим ответ, что это значит.
Ирина Петерс: Конкретно беспокоит ракетные российские комплексы "Искандер"?
Раса Юкнявичене: Такие комплексы уже построены под Санкт-Петербургом. И по российским планам, которые опубликованы, будут модернизировать свои войска как раз такими комплексами "Искандер" в Калининградской области. Они уже модернизировали зенитными комплексами С-400 противовоздушной обороны. Это, наверное, ведется как раз у границ Литвы.
Ирина Петерс: Каким видится развитие диалога НАТО – Россия, литовский взгляд на эти перспективы?
Раса Юкнявичене: Мы хотим сотрудничать с нашими соседями, особенно в контексте НАТО – Россия. У нас одно желание, чтобы этот регион был хорошим примером другим государствам мира, как сотрудничать в экономике, в культуре и в развитии этих регионов. Членство в НАТО помогает нам надеяться, что в будущем так и будет. Я думаю, что общие угрозы в мире и для России, и для НАТО – это и поможет в будущем. Но сейчас пока что вижу различия в развитии таких связей. Сирия на повестке дня, и мы видим, какие разные взгляды на этот очень сложный вопрос.
Ирина Петерс: Усиление военного потенциала калининградского края, а, значит, и напряженности в этом регионе, проходит на фоне традиционно-активного, благополучного сотрудничества российских и литовских предпринимателей. А также – и особенно – деятелей культуры двух стран.
Генеральный консул Литвы в Калининграде Вацлав Станкевич.
Вацлав Станкевич: В 2009 году я прибыл в Калининград в должности генерального консула. Однозначно это был спад. Сейчас вижу очень большую активность предпринимателей, приезжает то одна, то другая делегация, ищут контакты, ищут ниши для инвестирования из Литвы в Калининградскую область. Нет языкового барьера, исторические связи, мы знаем друг друга хорошо, небольшие расстояния, затраты небольшие в случае инвестирования, перевоза техники, людей и так далее. Поэтому динамика очень большая. Я уверен, что за 2012 год по сравнению с 10-11 годом будет рост.
Традиционные литовские предприниматели очень активны в секторе строительства дорог, крупных сооружений, физкультурные комплексы, школы, очистные сооружения. Очень хорошие отзывы о качестве выполненных работ литовскими строителями. Очень популярны в Калининградской области литовские продукты питания, и цены несколько ниже, чем калининградские.
Ирина Петерс: А калининградцы, каков их интерес?
Вацлав Станкевич: Туризм многопрофильный, очень активно развивается медицинский туризм, не только на курорты. В Калининграде ценятся услуги наших нейрохирургов, кардиохирургов, даже представительство имеют. Инфраструктура развита лучше в Литве, поэтому туристы довольно активно заезжают в Литву, особенно в летнее время, конечно, Рождество католическое, православное, новый год.
Ирина Петерс: Две будущие возможно атомные станции, в Калининградском регионе Балтийская уже строится и Висагинская, о которой спорят, противоречивые оценки привели к протестам и в октябре состоится совещательный референдум о том, хотя ли граждане строительство атомной станции у себя в республике. А как в Калининградской области с общественным мнением по этому вопросу?
Вацлав Станкевич: Балтийская атомная электростанция строится. Но я вижу в Литве как бурно, как широко обсуждается вопрос, в Калининградской области я не вижу, чтобы общественность интересовалась строительством и особенно вопрос безопасности. Общественности не должно быть все равно. В Литве, мы видим, все включились в эту дискуссию. В Калининграде, я вижу, говорят о рабочих местах, сколько будет построено домов жилых, сколько будет дополнительных рабочих мест. Мне кажется, этого далеко недостаточно, все-таки безопасность будущей балтийской атомной электростанции важна не только для нас, для Литвы, но важна и для калининградцев. Я этой дискуссии не вижу.
Ирина Петерс: Часто ли обращаются россияне за документами, чтобы приехать в Литву?
Вацлав Станкевич: Очень часто. По количеству выдаваемых виз среди дипломатических представительств Литвы за рубежом мы стабильно вторые после Минска, выдаем виз даже больше, чем Москва. Калининградская область – это территория России, которая окружена странами Евросоюза, здесь проживает миллион жителей, которым надо выехать за пределы области и им постоянно нужны визы. Мы еще ответственны за транзитный режим. Много культурных мероприятий. Мы соседи и хорошие друзья.
Ирина Петерс: 14 августа в Калининграде впервые пройдет международный фестиваль искусств с красноречивым названием "Территория мира". В нем будут участвовать и артисты, мастера народных промыслов из соседней Литвы. Все они, из разных стран, и будут , образно говоря, делать эту территорию мирной. Как бы хотелось, чтобы она была такой во всех смыслах.