Влияние уровня безработицы на исход выборов

Участники движения "Оккупай Уолл-стрит". Май 2012 г

Неожиданные данные о том, что в июле американские фирмы cоздали больше рабочих мест, чем ожидалось, вызвало эйфорию на Уолл-стрит. Курсы акций 3 августа резко пошли вверх. Хорошая экономическая новость отозвалась и на самом высоком политическом уровне: на нее отреагировали и Барак Обама, и его конкурент в борьбе за президентство Митт Ромни.

Министерство труда сообщило, что в июле американские фирмы наняли на работу 163 тысячи человек. На фоне 20 с лишним миллионов безработных эта цифра выглядит незначительной, но в предыдущие три месяца рабочих мест было создано наполовину меньше. Этот разительный контраст дал не только инвесторам, но и президенту Бараку Обаме повод для новых надежд на то, что экономическая ситуация меняется к лучшему:

– Эти данные свидетельствуют о том, что мы создали четыре миллиона рабочих мест за последние двадцать девять месяцев и миллион сто тысяч с начала нынешнего года. Но нужно признать, что слишком много людей все еще не могут найти работу. Мы должны вернуть потерянные во время рецессии рабочие места. Когда я стал президентом, мы знали, что выполнение этой задачи займет немало времени, потому что нам не приходилось бороться с последтсвиями столь масштабного кризиса с тридцатых годов. Но мы знали, что если мы проявим настойчивость, то мы добьемся желаемого. Но достижение этой цели будет под угрозой, если мы вернемся к политике, которая и привела нас к нынешней экономической неразберихе, – сказал Барак Обама.

Говоря о пагубной экономической политике, президент имел в виду экономические идеи своего конкурента в борьбе за президентство республиканца Митта Ромни, которому последние экономические данные дали повод для других выводов. Ромни обратил внимание на другую цифру – на уровень безработицы, который вырос на одну десятую процента и составил 8,3 процента:

– За этой статистикой – реальные люди, которым приходится трудно, которые страдают. Двадцать три миллиона американцев не имеют работы либо перебиваются временными заработками. Уже сорок два месяца безработица удерживается на уровне выше восьми процентов. Такого не случалось в обозримом прошлом. Это поразительный пример провала государственной политики, – заявил Митт Ромни.

Какие выводы о состоянии американской экономики и ее перспективах можно сделать из этих данных? Говорит профессор экономики Михаил Бернштам:

– Информация противоречивая, но она в самом деле может давать поводы для оптимизма. Дело в том, что берутся данные, прямо не связанные друг с другом. С одной стороны, было создано в два раза больше рабочих мест, чем прогнозировалось. С другой – безработица выросла до восьми целых трех десятых процента. Это, скорее всего, объясняется тем, что люди, прежде бросившие искать работу, вернулись на рынок труда, считая, что у них сейчас больше возможностей. В такой трактовке рост безработицы – факт оптимистический. Так его и воспринимает Уолл-стрит.

– Но не является ли такой оптимизм, по сути, упованием на чудо? Ведь в Соединенных Штатах, Китае замедляется рост экономики, а Европе угрожает рецессия.

– Совершенно верно, американская экономика почти не движется вверх. В расчете на дущу населения, учитывая, что население растет,экономика находится в состоянии стагнации. Рецессия официально закончилась три года назад. Всякий раз после окончания рецессии экономика бурно растет: на четыре, пять, шесть процентов в год. Но этот раз этого нет. И поэтому ожидать резких перемен к лучшему, на мой взгляд, не приходится.

– В чью пользу – Обамы или Ромни – работает эта статистика?

– В Америке существует представление о том, что из всех экономических данных уровень безработицы является политическим показателем. Он на самом деле может и не иметь большого экономического смысла, но политически он действует как удар кнута. Когда безработица идет вверх, никто никаких объяснений не слушает. Безработица растет – для правящей партии и президента это плохо. Если безработица не опустится до выборов в течение трех месяцев или пойдет вверх, действующему президенту будет очень трудно добиться переизбрания, – считает Михаил Бернштам.

Но многие рыночные игроки, а вместе с ними, как считается, и Белый Дом, надеются на то, что федеральный резерв не предоставит создание рабочих мест исключительно воле случая. Многие ждут от центрального банка начала нового цикла финансового стимулирования экономики. Банк, в соответствии с уставом, может в любой момент предпринять меры для обеспечения высокого уровня занятости.