Театр Ленком осенью откроет сезон премьерой спектакля по пьесе Лопе де Веги "Учитель танцев". Но уже сейчас прошли предпремьерные показы. Зал был полон, несмотря на жаркое лето и стоимость билетов. В главной роли - Антон Шагин (Лопахин и Пер Гюнт в постановках Марка Захарова, главный герой фильмов "Стиляги" и "В субботу").
В 1945 году "Учителя танцев" - ренессансную комедию великого испанского драматурга Лопе де Веги - поставили в Театре Красной Армии. Режиссером был Владимир Канцель, хореографом - Владимир Бурмейстер. Музыку написал Александр Крейн. Флорелу играла Людмила Касаткина, Фелисиану - Любовь Добржанская. С 1946 по 1971 год (когда Театр Красной Армии уже назывался театром Советской Армии) роль Альдемаро принадлежала Владимиру Зельдину. Потом ее играл Федор Чеханков - он был хорошим артистом и прекрасным человеком. Спектакль сняли с репертуара совсем недавно (когда театр был уже не Красной и не Советской, а просто - неизвестно чьей - Армии), заменив его новой постановкой "Танцы с учителем". Ее сделали Юлий Гусман и Исаак Фридберг специально для Владимира Зельдина, и премьера была приурочена у 95-летию любимого всеми актера.
Теперь к "Учителю танцев" обратился "Ленком". Режиссер Игорь Коняев (руководитель Рижского русского театра имени Михаила Чехова) считает, что в чистом виде романтическая история "плаща и шпаги" сегодня невозможна. Он ссылается на"Новое руководство к сочинению комедий" Лопе де Веги: "А я себя на всю страну прославил тем, что писал комедии без правил".
- Следуя завету великого испанца,- говорит Игорь Коняев, - мы себе ни в чем не отказывали и сочиняли этот спектакль вне установленных традиций и представлений. Я думаю, Лопе де Вега на нас сильно не обидится, поскольку он сам был отменным "хулиганом" и убеждал всех: "Порой особенно бывает любо то, что законы нарушает грубо".
"Грубо нарушив законы", спектакль "Ленкома" назвали не "Учитель танцев", а "Испанские безумства" . Водевильная интрига, комедия положений - все, как было, но легкость, подобающая ренессансной комедии, ушла. К старому спектаклю декорации делал Иван Федотов - то была панорама города Туделы, там было много света и воздуха. Авторы сценографии и костюмов в Ленкоме - художники из Латвии Мартиньш Вилкарсис и Илзе Витолиня - предложили иное решение. Сцена темная, оформление условное: металлическая сборная конструкция, испанских мотивы " слышны" и в ней, и в костюмах, и конечно, в музыке, которую написал композитор Сергей Рудницкий (исполняется она вживую, как принято в "Ленкоме").
В спектакле заняты Олеся Железняк (Фелисьяна), Сергей Степанченко (Альбериго), Максим Амельченко (Вандалино). В главных ролях - Светлана Илюхина и Антон Шагин. Антон Шагин очень известен, в первую очередь, благодаря фильму "Стиляги", и он - счастливый актер, потому что занят в ролях самого разного свойства: и в драматических, и в комических, и в трагических. Антон Шагин соглашается:
- Это так, потому что я стараюсь роли выбирать. Но, в связи с "Учителем танцев", должен вам сказать, что у меня свой внутренний конфликт с жанром. Мне очень сложно выходить и веселить публику. Поэтому я в этом спектакле сознательно никого не смешу. И никогда не пойду на поводу у зрителя. Стоя на сцене, я вижу перед собой черную дыру. И сам себе я тоже кажусь черной дырой (смеется. - РС). Чтобы выйти за пространство сцены и театра, нам необходимо соединиться. Для этого зритель тоже должен работать, а не только ждать, когда его развлекут, насмешат пошлой или полупошлой шуточкой.
На вопрос, что именно выводит пьесу Лопе де Веги за пределы театра, Антон Шагин ответил
- Теперь принято комментировать то, что делаешь на сцене, а я не хочу ничего рассказывать. Посмотрел, понравилось - не понравилось, до свидания. Но вам я скажу, что для роли Альдемаро мы с режиссером Игорем Коняевым и хореографом Марией Кораблевой придумали, что герой движется в профиль, как на египетской фреске, на греческой вазе, как Фавн в балете. Зритель должен понять, отчего Альдемаро так делает, почему он вдруг принимает такую позу. В этой паузе Альдемаро должен подумать о том, что было до того и что будет после этого стоп-кадра. Мы все придумали вместе - движения, танцы. Придумали что-то свое. Это же интереснее, чем танцевать классическую гальярду...
Антона Шагина - и в театре, и в кино - заставляют очень много двигаться, используют его уникальные пластические способности. На вопрос, удобны ли ему сложные пластические решения, Антон Шагин ответил:
- Это как раз совершенно неудобно. Но что у нас есть? Только текст, голос и тело. Если не использовать тело, то получится, что мы сами себе обкрадываем.
В 1945 году "Учителя танцев" - ренессансную комедию великого испанского драматурга Лопе де Веги - поставили в Театре Красной Армии. Режиссером был Владимир Канцель, хореографом - Владимир Бурмейстер. Музыку написал Александр Крейн. Флорелу играла Людмила Касаткина, Фелисиану - Любовь Добржанская. С 1946 по 1971 год (когда Театр Красной Армии уже назывался театром Советской Армии) роль Альдемаро принадлежала Владимиру Зельдину. Потом ее играл Федор Чеханков - он был хорошим артистом и прекрасным человеком. Спектакль сняли с репертуара совсем недавно (когда театр был уже не Красной и не Советской, а просто - неизвестно чьей - Армии), заменив его новой постановкой "Танцы с учителем". Ее сделали Юлий Гусман и Исаак Фридберг специально для Владимира Зельдина, и премьера была приурочена у 95-летию любимого всеми актера.
Теперь к "Учителю танцев" обратился "Ленком". Режиссер Игорь Коняев (руководитель Рижского русского театра имени Михаила Чехова) считает, что в чистом виде романтическая история "плаща и шпаги" сегодня невозможна. Он ссылается на"Новое руководство к сочинению комедий" Лопе де Веги: "А я себя на всю страну прославил тем, что писал комедии без правил".
- Следуя завету великого испанца,- говорит Игорь Коняев, - мы себе ни в чем не отказывали и сочиняли этот спектакль вне установленных традиций и представлений. Я думаю, Лопе де Вега на нас сильно не обидится, поскольку он сам был отменным "хулиганом" и убеждал всех: "Порой особенно бывает любо то, что законы нарушает грубо".
"Грубо нарушив законы", спектакль "Ленкома" назвали не "Учитель танцев", а "Испанские безумства" . Водевильная интрига, комедия положений - все, как было, но легкость, подобающая ренессансной комедии, ушла. К старому спектаклю декорации делал Иван Федотов - то была панорама города Туделы, там было много света и воздуха. Авторы сценографии и костюмов в Ленкоме - художники из Латвии Мартиньш Вилкарсис и Илзе Витолиня - предложили иное решение. Сцена темная, оформление условное: металлическая сборная конструкция, испанских мотивы " слышны" и в ней, и в костюмах, и конечно, в музыке, которую написал композитор Сергей Рудницкий (исполняется она вживую, как принято в "Ленкоме").
В спектакле заняты Олеся Железняк (Фелисьяна), Сергей Степанченко (Альбериго), Максим Амельченко (Вандалино). В главных ролях - Светлана Илюхина и Антон Шагин. Антон Шагин очень известен, в первую очередь, благодаря фильму "Стиляги", и он - счастливый актер, потому что занят в ролях самого разного свойства: и в драматических, и в комических, и в трагических. Антон Шагин соглашается:
- Это так, потому что я стараюсь роли выбирать. Но, в связи с "Учителем танцев", должен вам сказать, что у меня свой внутренний конфликт с жанром. Мне очень сложно выходить и веселить публику. Поэтому я в этом спектакле сознательно никого не смешу. И никогда не пойду на поводу у зрителя. Стоя на сцене, я вижу перед собой черную дыру. И сам себе я тоже кажусь черной дырой (смеется. - РС). Чтобы выйти за пространство сцены и театра, нам необходимо соединиться. Для этого зритель тоже должен работать, а не только ждать, когда его развлекут, насмешат пошлой или полупошлой шуточкой.
На вопрос, что именно выводит пьесу Лопе де Веги за пределы театра, Антон Шагин ответил
- Теперь принято комментировать то, что делаешь на сцене, а я не хочу ничего рассказывать. Посмотрел, понравилось - не понравилось, до свидания. Но вам я скажу, что для роли Альдемаро мы с режиссером Игорем Коняевым и хореографом Марией Кораблевой придумали, что герой движется в профиль, как на египетской фреске, на греческой вазе, как Фавн в балете. Зритель должен понять, отчего Альдемаро так делает, почему он вдруг принимает такую позу. В этой паузе Альдемаро должен подумать о том, что было до того и что будет после этого стоп-кадра. Мы все придумали вместе - движения, танцы. Придумали что-то свое. Это же интереснее, чем танцевать классическую гальярду...
Антона Шагина - и в театре, и в кино - заставляют очень много двигаться, используют его уникальные пластические способности. На вопрос, удобны ли ему сложные пластические решения, Антон Шагин ответил:
- Это как раз совершенно неудобно. Но что у нас есть? Только текст, голос и тело. Если не использовать тело, то получится, что мы сами себе обкрадываем.