Строгость приговора дела не меняет

Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич во время вынесения приговора

Западные издания продолжают анализировать причины, по которым по делу Pussy Riot был вынесен столь беспощадный приговор.
Наказание, данное членам группы Pussy Riot - двухлетний тюремный срок – было воспринято на Западе как слишком строгое, поэтому, несмотря на то, что приговор был вынесен в пятницу, журналисты и публицисты продолжают полемику на страницах международных изданий. Наряду с журналистами, свое мнение о приговоре Pussy Riot высказали многие государства и международные организации. В заявлении Госдепартамента США говорится, что судебный вердикт негативно повлияет на свободу слова в России. Генеральный секретарь Совета Европы Торбьорн Ягланд зявил: "обращая внимание на то, что Россия является светским государством, приговор 2 года лишения свободы – чрезвычайно жестокий". Ягланд призвал Россию, как члена Совета Европы, соблюдать Европейскую конвенцию по правам человека.

Чтобы объяснить британцам жестокость приговора, London Review of Books публикует статью журналиста и документалиста Петра Померанцева, который сосредоточился на отношениях церкви и государства в России. Он приводит цитаты главы Русской Православной церкви патриарха Кирилла о том, что "либеральное общество приведет к хаосу и апокалипсису" и вспоминает правление царя Ивана Грозного, во время которого с одной стороны произошло сближение с Западом, и стали распространяться более либеральные представления, например, о вере и религии, но с другой – состоялся процесс по делу Матвея Башкина и его сообщников - представителей реформационной движения, названных еретиками. Согласно летописи, митрополит и царь велели "истязать" участников процесса. Сегодня мы сказали бы "подвергнуть пыткам".

Померанцев пишет и о срастании церкви и государства, начавшемся еще в советское время: "Рассекреченные в 1990 году архивы продемонстрировали, что КГБ и церковь поддерживали тесные связи – священники передавали службе безопасности содержание исповедей верующих. И нынешний патриарх, и его предшественник действовали как агенты службы госбезопасности. Архивы очень быстро снова засекретили".

По мнению автора статьи в London Review of Books, церковь в России стала играть ту роль, какую она имела при царе, находясь в лоне Кремля. Правление президента Владимира Путина патриарх в марте назвал "божественным чудом" и посоветовал пастве голосовать за Путина.

"Даже когда придерживающиеся либеральных взглядов представители духовенства поддержали акции протеста против фальсификации на выборах, церковные иерархи поспешили поддержать Кремль: "первым революционером был сатана", - сказал протоиерей Димитрий Смирнов", - говорится в статье. Но при этом церковь покровительствует активистам, которые публично сжигают непатриотические и кощунственные книги, включая "Гарри Поттера" или совершают нападения на участников гей-парадов.

Британская газета "Гардиан" приводит слова журналистки Тины Канделаки, которую издание называет одним из самых пламенных публичных сторонников Путина, о том, что после завершения процесса над Pussy Riot Россия будет восприниматься на Западе как государство, близкое к средневековой диктатуре. Однако возникшее замешательство не меняет сути дела: в некоторых странах мира культура продолжает играть решающую роль. Свою точку зрения автор, Джон Хэррис, объясняет так:

На западе мы, кажется, уже забыли, что массовая культура породила людей, которые считали своей обязанностью порицать некоторые самые укоренившиеся мифы общественного сознания. Но положение Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной доказывает, что за пределами Великобритании или Соединенных Штатов старые идеи могут принять новые формы и получить новый импульс. Быть представителем могикан, одеваясь, как панк, в Лондоне, означает возврат к китчу, но в Индонезии или Мьянме это может привлечь пристальное внимание властей.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".