Пуссирайот привели в бешенство сторонников «права на насилие» (говоря светским языком) или «Христа, кнутиком изгоняющего торгующих из Храма» – те вдруг лицом к лицу столкнулись со своим идеалом. Любитель насилия любит только, когда он использует насилие, а не когда против него используют насилие. Кто целует Христа в кнутик, тот воображает себя Христом, изгоняющим торгующих из Храма, но уж никогда не позволит никому – даже Христу – изгонять из Храма кого-либо, а особенно себя.
«Права на насилие», конечно, не существует. Оно противоречит праву на жизнь. Сторонники «права на насилие» полагают, что смогут не доводить до смертоубийства, но это самообман, ни на чём не основанный. Опыт же показывает, что насилие – эскалатор, который спускает в могилу ускоренными темпами. «Право на насилие» есть противоречие по определению, как «право на чихание», «право на обморок». «Право» есть категория культуры, самосознания, вменяемости. Насилие – явление биологическое, невменяемое.
При этом Пуссирайот, на самом-то деле, вовсе не насилие и не изгнание торгующих, и даже не «антиобщественное поведение» из административного кодекса. Они – искусство, то есть одна из разновидностей игры, творческого избытка. Демагоги, вопрошающие, как поступили бы с Пусирайот мусульмане, не понимают, что в исламском мире полно настоящего, не игрового насилия. Просто там, где европейский человек берётся за электрогитару, мусульманка обвязывается взрывчаткой – и гибнут десятки, а то и сотни мусульман же («исламский мир, атакующий христиан» – фикция, агрессия «мусульман», которые все очень разные, в основном внутренняя, междоусобная).
Сила европейской цивилизации именно в том, что она заменила реальное насилие – культурным актом. И выступление Пуссирайот – культурный акт, а возмущение ими, не говоря уже о псевдосуде над ними – антикультурный, животный поступок. Мурло совка сбросило с себя балаклаву европейскости и явилось во всей красе, сыпя матом пополам с евангельскими цитатами.
Кстати, расправа с Пуссирайот задним числом подтвердила правильность поступка Тер-Оганяна, сбежавшего из России от православных с чешущимися руками, и давшей ему убежище Европы. Теперь никто не может сказать, что Тер-Оганян был мнителен.
* * *
В день Преображения Господня группа псевдо-православных стала в кафе оскорблять человека в майке с надписью "Богородица, Путина прогони", убеждать его "уехать в свой Израиль". Прибывшие полицейские не выгнали хулиганов, а задержали человека в майке. Хулиганы заявили, что будут писать на этого человека заявление, обвиняя его в экстремизме. "Адвокат" Владимир Юрасов одобрил это:
"Церковь в лице, скажем так, символа этого изображения, может претендовать на то, чтобы восстановить деловую репутацию, как это ни громко будет сказано - этого лица, Богородицы".
Президент федерации рестораторов с символической фамилией Бухаров заявил:
"Когда до наших коллег это дойдет, они не будут пускать в таких майках людей".
Это не означает, что все порядочные люди, начиная с датского короля, должны облачаться в антипутинские майки. Но перестать ходить в русские рестораны - почему бы и нет? Либо ходить только в те, где на дверях надпись: "У нас свобода слова", как пишут "У нас бесплатный wifi".
Единственный практический вывод из всех этих событий: европейцы должны предпринять шаги, чтобы Страсбургский суд мог быстрее реагировать на русские беззакония. Путин, говорят, распорядился дать женщинам "два года". Это, конечно, неверно - наверняка прозвучало "пару лет". Лидер нации, скорее всего, назвал срок, ориентируясь именно на неповоротливость Страсбурга.
Запад должен активнее защищать демократические ценности, потому что и на Западе они не всеми разделяются. К сожалению, в значительной степени инквизиторский дух инфицировал Церковь. Какая разница, Запад или Россия, если приезжий римо-католический патер в Москве, пожелавший остаться анонимным (что само по себе недопустимая подлость) заявляет:
"Нельзя устраивать шоу в храме или на кладбище. Конечно, девушки поступили неправильно. Но процесс вышел слишком громким".
То есть, если бы их тихо сожгли, нет проблем? Подлость анонимности в том, что подумать могут на любого патера. Такое анонимное выступление требует публичного опровержения со стороны еп. Паоло Пецци, иначе он разделяет ответственность за эти слова. Впрочем, увы, большинство московских римо-католиков - и не только священников - скорее всего, разделяют эту позицию. Во время процесса над Юрием Самодуровым, который послужил Кремлю разминкой, о.Эдуард Шатов и Ольга Бакушинская (позднее выпустившая книгу интервью с Шатовым, вполне фундаменталистской тональности) вполне в духе православистов допрашивали Самодурова:
"Дальше изображение Христа, дальше реклама "Макдоналдса" и дальше подпись "сие есть тело мое". Скажите мне, пожалуйста, в чем смысл такого искусства? ... Когда Вы ставите на место тела и крови Христа "Макдоналдс", а вместо на "Тайной вечере" Иисуса Микки Мауса, то тогда все это приобретает насмешку",
Что черносотенцы увереннее требуют убираться в Израиль - драма. А вот трагедия - московский раввин Александр Лысковой - прогрессивный московский иудаизм, который о деле пуссинид сказал так:
"Здесь же я вообще практически не увидел закона — ни с той, ни с другой стороны".
Если это прогрессивный иудаизм, то каков реакционный?!
А протестант Обама, домогающийся - абсолютно неправовыми способами - выдачи своей стране Ассанжа, посмевшего огласить ничтожные секреты ничтожных дипломатов? Это что? Ладно, Обама человек не на все времена, максимум восемь лет, а вот Папа Римский - до самой смерти. И что там у нас в Ватикане? Пресс-секретарь Папы объясняет, почему Ватикан не прекращает следствия против папского лакея, укравшего папские документы (в любой момент Папа может прекратить расследование, это в его компетенции):
«Суд может заставить людей вновь обдумать серьезность проблем лояльности институтам, которым они служат, осознать ценности доверия и конфиденциальной коммуникации, солидарности и ответственности за институциональное единство».
Вот оно – то, что Господь Иисус назвал психологией князей мира сего. Лояльность выше правды! Институция выше человека!! Секретность выше таинств!!! Публичная расправа, чтобы остальные «задумались». Какой позор… Эти блудницу не простили бы – как можно, дурной пример…
При этом Ломбарди подчёркивает, что у лакея при обыске нашли чек на имя Папы – сто тысяч евро. Ясно, что обналичить этот чек лакей не мог, но какова же финансовая расхристанность (хорошее словцо, очень церковное! лучше «расцерковлённости») в Ватикане, есть такие чеки теряются – и никто не замечает.
И вот сидит папский лакей, сидит почти столько же, сколько пуссиниды... И антисемит Константин Душенов, кстати, сидит - уже третий год. Петербургский антиковед Ирина Левинская гордилась тем, что в 2010 году активно помогала власти посадить Душенова. Действовала логика - хотя бы с малого начать, а вышло - сажаем стрелочника. Процесс над Душеновым носил отчётливо несправедливый характер, потому что осудили марионетку, того, кто публиковал антисемитские высказывания архиереев РПЦ МП, но самих архиереев к суду не привлекли. Борьба с мелкой рыбёшкой лишь помогает акулам сохранять свою монополию на агрессию, включая антисемитизм и национализм.
В 2012 году Ирина Алексеевна приехала в Москву защищать Пуссирайот, судьей к процессу допущена не была - и это, видимо, единственное, что судья сделала правильно. Специалист по истории Средиземноморья I века н.э. не может выступать экспертом в лингвистическом анализе идиом XXI века. Видимо, Левинской, хочется верить, руководила потребность очистить свою совесть - ведь это она "разбудила лихо", инициировав процесс, суть которого была в ограничении свободы слова. Впрочем, невелика вина - лихо-то, но самом деле, вовсе не спало, просто у лиха своя программа. И где-то в этой программе записано, между прочим, уедание и антиковедов. Но не сейчас, не сейчас...
Главный урок Пуссирайот: свобода слова не может быть ограничена. В том числе, свобода призывать к ненависти, разжигать ненависть и т.п. Призывайте - это Ваше право, а моё право - не отзываться. Вот и всё. Так просто. Всё иное - пережитки средневековья и патернализма в психике, неверия в людей, опускание их до уровня неразумных младенцев. А Господь Иисус Христос призывал быть младенцами не потому, что считал инфантильность нашим достоинством, а патернализм Своим долгом, а потому что дети никого не сажают.