Кресты и Айн Рэнд

Спиленный FEMEN крест в Киеве

В российской блогосфере выясняют, кто и зачем спилил кресты. Акция украинских активисток из группы Femen в поддержку Pussy Riot была воспроизведена неизвестными в России четырежды. Продюсер Pussy Riot Петр Верзилов и адвокаты участниц группы акцию осудили, протоиерей Всеволод Чаплин заявил о необходимости принять жесткие меры по отношению к вандалам, а группа Femen написала в своем блоге:

FEMEN призывает и дальше с двойным усердием выпиливать псевдорелигиозную трухлятину из тела многострадальной Руси. Эпоха крестоповала должна стать закатом российской церковной мафии, кресты которой служат костылями хромому путинскому режиму. Пили кресты - спасай Россию!

Однако у российских блогеров не вызвали сочувствие ни крестоповал, не реакция на него РПЦ. Пишет Анатолий Баранов:

Нехорошо спиливать кресты - не одобряю. Но когда церковь призывает не к милосердию, а к отмщению, причем даже не взирая на нормы закона - это уже очень-очень нехорошо.
Трех девчонок за три минуты перформанса упекли на 2 года. Никто не пострадал, кроме чувств чаплиных. Теперь вот правоохранительные органы вместо того, чтобы искать убийц и насильников, станут вести розыск "резонансных" пилильщиков. Не дай бог найдут или засунут куда надо бутылку из-под шампанского, и получат "чистосердечное признание". Сколько лет, по мнению православной общественности, полагается за спиливание двух скрещенных палок на дороге? 5 лет, десять? Довольно ли будет?
А может, поймать злодеев, да и распять на востановленном кресте, в назидание?
И ведь какая кристаллическая ясность наличествует у протоиереев! Ни минуты сомнения - наказать, покарать, остановить! Не задается церковь вопросом, почему такое происходит. Почему никто не трогал ни кресты, ни храмы, а потом вдруг начали. Может, что-то в церкви не так, а?

Многие, в том числе Глеб Павловский, считают спиливание крестов провокацией властей, направленной на дискредитацию оппозиции в глазах общества:

Кто поверит в кресты, спиленные в Архангельске и других городах по указанию Femen (сдающих груди в аренду по договорённости) ? Вонью несёт из московских кабинетов, с прибавлением пары киевских. Схема старая гб-шная, генерала Агаянца (свастики на синагогах в ФРГ на Рождество 59 года - успешная кампания по изображению "немецкого неофашизма").

Андрей Мальгин поделился по этому поводу историческим анекдотом:

Однажды я услышал от Беллы Ахмадулиной такой рассказ. У них в подъезде внизу в каком-то закутке жила настоящая княгиня Мещерская. Древняя старуха. Вроде бы раньше ее семье принадлежал весь дом. Ахмадулина любила у нее сидеть и вести антисоветские разговоры. Однажды она заглянула к ней по дороге в мастерскую и обнаружила старуху в большом беспокойстве: ей отключили телефон, а здоровье у нее слабое, старуха боялась, что не сможет вызвать скорую. Белла Ахатовна пулей взлетела на чердак в мастерскую. Мессерер там на антресолях что-то ваял. К своему ужасу, он услышал, как поэтесса набрала номер справочной и спросила телефон КГБ. Он не успел принять мер, номер был набран, и вот что он услышал: "Это КГБ? Послушайте. У дамы многих лет отключили телефон. Там, конечно, копают во дворе, но мы думаем на вас". На том конце опешили и спросили: "А вы кто собственно такая?" - "А я Ахмадулина!" На этом разговор закончился, и Мессерер стал ей кричать сверху: "Дура! Зачем ты себя назвала!" - "А как я еще могу назваться, если я действительно Ахмадулина?" Через минуту снизу с благодарностью позвонила княгиня – ей включили телефон.
Вспомнилось, потому что хочется набрать номер и спросить: а нафига вы кресты спилили? Там, конечно, копают во дворе, но мы думаем на вас.

***
В американских блогах особую популярность приобрела писательница и философ Айн Рэнд. Ее самое известное произведение, роман "Атлант расправил плечи", было опубликовано в 1957 году. После него Рэнд писала теоретические сочинения, в которых проповедовала гегемонию разума и описывала капитализм с минимальной ролью государства как оптимальное состояние социума. Новая вспышка интереса к Рэнд объясняется тем, что кандидат на должность вице-президента США от Республиканской партии Пол Райан известен как большой почитатель ее учения. Академический мир по этому поводу в ужасе, пишет в блогах The Chronicle of Higher Education профессор политологии Бостонского колледжа Алан Вольф:

"Мысль" Айн Рэнд сводится к двум положениям. Первое состоит в том, что эгоизм есть наивысшая добродетель. Второе гласит, что массы, завидующие успеху одиночек, на самом деле паразитируют на трудолюбии капиталистов, которые превосходят их во всех отношениях. В академической философии и социальной теории такого мыслителя, как Айн Рэнд, не существует. Ее теории – это романы и выдумки, а ее романы – это теории, причем плохие. Если республиканцы победят на выборах, нам, возможно, придется их изучать. Но исключительно с той же целью, с какой мы иногда обращаем внимание на креационизм.

Юдит Турман в блогах "Нью-Йоркера" иронизирует над политически ошибочными литературными вкусами Райана:

Этические и политические идеи, изложенные в романе "Атлант расправил плечи", оказали такое влияние на Райана, что он дарил его на рождество всем своим сотрудникам. Теперь же товарищу Митта Ромни пришлось расправить плечи и освободиться от этого влияния. Рэнд, еврейка из Петрограда, приехавшая в Америку в двадцатые годы и работавшая поначалу сценаристкой в Голливуде, отстаивала право женщин на аборты, была пацифисткой и воинствующей атеисткой, употребляла бензедрин, постоянно скандалила с мужем, выступала против законов, ограничивающих употребление наркотиков и преследующих геев и лесбиянок, - как, впрочем, и против любого вмешательства государства в частную жизнь граждан. Поэтому Райан и утверждает теперь, что его любимый автор – средневековый схоласт Фома Аквинский.
И правильно делает. Взять хотя бы такую примечательную историю. У Рэнд были единомышленницы – журналистка Изабель Патерсон и писательница Роуз Уайлдер Лейн (кстати, любимый автор Сары Пейлин). Их часто называют матерями-основательницами либертарианства или – в иных кругах – «тремя ведьмами». В конце сороковых Лейн и Рэнд состояли в дружеской переписке. В одном из посланий Лейн ссылается на библейский императив "возлюби ближнего своего как самого себя" и отмечает, что при отсутствии взаимопомощи люди не смогли бы выжить на этой планете. В ответ Рэнд пишет, что эта порочная логика может привести только к Новому курсу Рузвельта.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, Райан вполне мог бы последовать примеру Сары Пейлин и взять себе в духовные наставницы Роуз Уайлдер Лейн, сочинявшую романы о первых переселенцах в Америку. Потому что на фоне текущей политической полемики в США заявленная им любовь к комментариям Фомы Аквинского на Аристотеля выглядит слишком уж неправдоподобно.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".