Кому не нужна "Приразломная"

27 августа активисты "Гринпис" блокировали судно "Анна Ахматова"

В Печорском море у нефтяной платформы "Приразломная" активисты экологической организации "Гринпис" продолжают акции протеста против освоения арктического шельфа. Экологи считают, что добыча здесь нефти – экономически неэффективный и вредный для общества проект.

24 августа они поднялись на платформу, но были вынуждены уйти с нее, чтобы не подвергать себя опасности. 27 августа активисты блокировали судно "Анна Ахматова", обеспечивающее снабжение платформы. В акции "Гринпис" участвуют 14 человек из 10 стран, включая исполнительного директора организации Куми Найду. Вот что рассказал Радио Свобода эксперт "Гринпис" Владимир
Чупров
:

– Через 15 часов после высадки представителей "Гринпис" на платформу "Приразломная" 24 августа нам пришлось уйти, потому что работники "Приразломной" не только поливали активистов из брандспойтов при температуре воздуха +9 градусов, но и бросали в них куски металла. В результате была разбита каска директора "Гринпис" Куми Найду. Как сообщила тогда пресс-служба "Газпрома", они якобы приглашали нас к диалогу. Но на самом деле активистов приглашали всего лишь подняться на платформу с тем, чтобы сотрудники "Газпрома" передали их в руки офицеров ФСБ… 27 августа на подходе к "Приразломной" оказалось судно "Анна Ахматова", которое обеспечивает доставку оборудования и людей на платформу. Семь активистов "Гринпис" на лодке приковались к якорной цепи, заблокировав движение "Анны Ахматовой". И снова были включены брандспойты, – описывает ситуацию Владимир Чупров.

А вот что передает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королёв:

– 14 активистов организации "Гринпис" на катере подошли к борту пассажирского судна "Анна Ахматова", чтобы попытаться приковать себя к якорной цепи. Само судно должно было отправиться к буровой платформе "Приразломная", чтобы доставить на нее рабочую смену. Экологи утверждают, что очередная акция с захватом судна является ответом на планы российской компании "Газпром" начать промышленное бурение и впоследствии добычу нефти на арктическом шельфе. В телефонном интервью РС исполняющий обязанности заместителя генерального директора компании "Арктикморнефтегазразведка", которой принадлежит судно "Анна Ахматова", Борис Лихман опроверг сообщения "Гринпис" о том, что против их катеров применялись гидранты высокого напряжения:

– Судно не на ходу, стоит на якоре. Экипаж занимается своими работами, выполняет свои судовые обязанности. Риска для экипажа я никакого не вижу. Капитану была дана команда не предпринимать никаких мер, которые могли бы повлечь травматизм или гибель кого-то из членов команды "Гринпис". Водометов у нас там нет – у экологов неверная информация.

– Действительно ли экологи приковали себя к якорной цепи?

– Нет, просто свою резиновую лодку они привязали к якорной цепи и не дают поднять якорь. Если мы будем выбирать якорь и он пойдет вверх, они посыпятся, как горох из стручка. Никто этого не делает и делать не будет.

– Чем все-таки вызвано такое внимание "Гринпис" к судну "Анна Ахматова"?

– Это не к "Анне Ахматовой" внимание, это внимание к "Приразломной", – подчеркнул Борис Лихман.

Между тем, в компании "Газпром Арктика", ведущей разведку в Печорском море, категорически отказываются от комментариев. Твиттер-аккаунт компании отсылает журналистов к пресс-службе. Но там заявляют, что готовы удовлетворить любопытство журналистов лишь после получения официальных запросов. В середине дня 27 августа капитан судна "Анна Ахматова" запросил помощи у представителей береговой охраны, чтобы нейтрализовать активистов "Гринпис". Однако пограничники вмешаться в конфликт не спешат, – сообщает корреспондент РС в Мурманске.

Нынешняя акция "Гринпис" является продолжением международной кампании против нефтегазового освоения арктического шельфа, начатой в 2010 году: тогда на три дня была заблокирована платформа компании "Каирн" у берегов Гренландии. Экологи считают, что добыча нефти в Арктике угрожает заповедной природе этого региона. В частности, утверждают они, ссылаясь на расчеты ученых, в случае крупной аварии на "Приразломной", находящейся в 50-60 км от нескольких охраняемых природных территорий, через 20 часов нефть может оказаться на берегу. А спасательные суда, способные предотвратить распространение нефтяного пятна, смогут прибыть туда из Мурманска лишь через несколько суток.

Что намерены предпринимать экологи дальше? На этот вопрос РС Владимир Чупров ответил так:

– Очевидно, что еще одна высадка на платформу – технически сложна и, как мы увидели, очень опасна для жизни и здоровья активистов. Поэтому люди на судне "Гринпис" будут принимать решение, как максимально эффективно, масштабно привлечь внимание правительств, нефтяных компаний, инвесторов и – главное – простых людей к той нездоровой ситуации, которая сложилась вокруг нефтегазовых проектов в российской Арктике, которых там просто не должно быть. Развитие таких проектов – стратегическая ошибка, мы уверены в этом. Задача ухода страны от нефтегазовой зависимости, которую, кстати, поставил нынешний президент России Владимир Путин, не решается на Арктическом шельфе. Мы не можем вкладывать триллионы долларов в то, что изначально ведет страну к зависимости от спекулятивных цен на нефть на мировых рынках.

России сейчас необходимо совсем другое: альтернативный энергетический сценарий, энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии. Для этого в нашей стране есть колоссальный потенциал. Минимум 60 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов могут быть сэкономлены за счет энергоэффективных технологий – таковы официальные данные госпрограммы до 2020 года. Но, к сожалению, инвестиции, налоговые льготы идут не туда, а в изначально дорогие и относительно мелкие проекты. Ведь та же "Приразломная" будет в самый пиковый момент своей деятельности давать 7 миллионов тонн нефти в год, а это меньше 2 процентов того, что добывает сейчас Россия. Да и весь Арктический шельф (в лучшем случае) до 2030 года будет обеспечивать меньше 3 процентов – примерно 13 миллионов тонн нефти ежегодно. Иными словами, это абсолютно экономически бессмысленные проекты.

Очевидно, есть какие-то группы интересов – военные, обслуживающие компании, те, кто будет строить ледоколы, получать бюджетное субсидирование. Сюда же относятся, безусловно, коммерческие нефтяные компании, которые станут получать и приватизировать прибыль. А все потери, которые страна понесет от этих проектов, будут распределяться между остальными членами общества, – предупреждает эколог Владимир Чупров.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".