"Разумный эгоизм и соборная нравственность"

Russia--Viktor Rezunkov, RFERL, 2010

Два события произошли в Петербурге в эти дни.

25 августа был уничтожен дом №3 на углу Загородного проспекта и Щербакова переулка, более известный, по официальному определению, как «выявленный объект культурного наследия - Дом Рогова». Хронику его уничтожения можно посмотреть здесь.

26 августа, примерно в 5 часов утра, на Невском проспекте, неподалеку от Казанского собора, возле дома №21 (дома Мертенса) на глазах у всех, у водителей и у прохожих, некие люди занимались сексом, действие засняли на видео и выложили в Youtube под названием «Либералы на Невском». К группе «Война», к либералам вообще, к современному искусство все это, судя по всему, отношения не имело. Молодые люди сообщили, что они таким образом отмечают день рождения своего товарища. «День рождения. Бухаем!»…

Эти два события только на первый взгляд не имеют между собой ничего общего.

Мне кажется, что связь между ними – прямая. Эту связь можно выразить одним предложением. Если власть позволяет себе все, что ей заблагорассудится, то уж простым гражданам, значит, разрешено все что угодно.

Дом Рогова петербургские градозащитники пытаются спасти уже более двух лет. Снесли его без какой-либо документации, причем в то время, когда губернатор Георгий Полтавченко отправился в отпуск. Кинорежиссер Александр Сокуров, пытавшийся вместе с градозащитниками спасти Дом Рогова пишет: «Я обязан сейчас попросить прощения у тех граждан, которые почему-то надеялись, что мое появление на стройплощадке остановит снос здания. Я прошу прощения и у молодых людей из народной организации “Живой город”, которые стояли на улице с плакатами, требуя остановить нацистский произвол. Я согласен с ними: это царствие нацистской идеологии, когда ничего не дорого, когда насилие и произвол решает все проблемы. Я такой же бесправный, как и вы гражданин, я никто и ничто в нашем городе, моё мнение ничего не значит. Пришло время искать других людей, авторитет которых в Петербурге будет очевидным и для властей, и для народа (масс) , в том числе и для молодого люда города. Эти новые лидеры, может быть, поведут народ на новые яростные демонстрации или смогут сесть за стол переговоров с властями и добьются нормализации жизни... Может быть, у них получится отстоять приоритет принципов культуры, значимости общенациональной культуры перед всеми прочими программными задачами. Ведь именно развитие культуры является главной задачей государства. Нам нужно только такое государство, в котором культура не позволит народу дичать. А сегодня мне стыдно. Мне стыдно, что в Петербурге подавляющему числу жителей абсолютно безразлична судьба Петербурга. Миллионы жителей города с удовольствием, в полную меру, берут у города всё, что хотят, пожирая его, используя его, но так мало тех, кто пытается бескорыстной любовью защитить его. Миллионы урожденных в этом городе молодых людей забыли или - не думали никогда о великой своей ответственности перед ним. Вы отдаете Петербург на растерзание, неужели это - ваше окончательное решение? В Петербурге много поэтов. В Петербурге умеют красиво говорить. Всё. Этого – уже мало. Петербург не вечен. Его может и не быть.».

Когда ежедневно на протяжении последних лет сталкиваешься с подобными новостями, невольно задаешь себе вопрос: а остались ли в России, кроме денег, какие-нибудь другие национальные ценности?

Любопытно, что во власти еще серьезно предпринимаются попытки ответить на этот вопрос. Политологи В.Багдасарян и С.Сулакшин из Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования выпустили большую монографию, которая так и называется «Высшие ценности Российского государства». Что ими является, пересказывать не буду. Научный руководитель авторов монографии, известный православный бизнесмен, начальник Российских железных дорог Владимир Якунин неоднократно перечислял эти ценности.

Зато в конце этой монографии подробно сообщается о том, чем отличается Россия от Америки, в чем заключаются русско-американские ценностные противоречия:

«Различные локальные цивилизации имеют большую или меньшую степень удаленности от уникальных ценностных пропорций России. На прямо противоположных аксиологических принципах по отношению к России базируется американская модель бытия.

Русско-американские ценностные противоречия раскрываются через ряд достаточно очевидных дихотомий:
индивидуализм — социальность;
выгода — нестяжательство;
разумный эгоизм — соборная нравственность;
экспансия — мессианство;
«плавильный котел» — «симфония народов»;
массовая культура потребления — духовный стержень нацио-
нальной культуры;
материализм — идеократичность;
открытое общество — автаркийность;
конкуренция — солидаризация;
либеральная демократия — политическая автосубъектность;
плюрализм, релятивичность — единоверие;
частная инициатива — этатизм;
свобода — воля;
государственный контракт — государственное тягло;
Америка — «глобальная фабрика» — Россия — «наш мона-
стырь»;
талассократия — теллурократия;
деловая этика — этика вспомоществования;
секуляризм — русская теократия;
свободная брачность — трехпоколенческая семья;
«ургия» — «гония»;
инновация — традиция-инновация;
сетецентричность — иерархия.

Попытки переноса в Россию системы функционирования государ-
ства и общества США принципиально не могли иметь успех, они опас-
ны. Фундамент российского государства сущностно иной».

«Соборная нравственность» - это как?

Это когда православный губернатор разрушает свой город, на улицах которого в открытую занимаются сексом?..