Планета по имени Бидструп

Херлуф Бидструп

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения датского художника-карикатуриста и общественного деятеля Херлуфа Бидструпа. На всём постсоветском пространстве, наверное, нет человека, которому незнакомо это имя – кто-то видел рисунки Бидструпа в газетах и книгах, а у кого-то и по сей день на книжных полках стоят художественные альбомы, где собраны его карикатуры, политические шаржи, путевые наброски – в СССР таких было издано немало. Однако на родине Херлуфа Бидструпа, в Дании, о художнике практически забыли.

Знаменитый художник-карикатурист Херлуф Бидструп родился 10 сентября 1912 года в Берлине, в семье уехавшего в Германию на заработки датского художника-декоратора Хермода Густава Бидструпа и его жены Аугусты. Вскоре после начала Первой мировой войны семейство Бидструпов возвращается в Данию, где мальчик под руководством отца впервые начинает заниматься рисованием. После окончания школы Бидструп поступает в Королевскую Академию художеств, но, завершив обучение, вынужден перебиваться случайными заработками. Одновременно Бидструп пробует найти свой стиль в искусстве и на короткое время даже увлекается абстракционизмом.

К концу тридцатых годов относятся и первые опыты Бидструпа в жанре газетной карикатуры – его сатирические рисунки на Адольфа Гитлера появляются на страницах антифашистского журнала Kulturkampen. Остроумные карикатуры привлекли к себе внимание издателей – 20-летнего Бидструпа приглашает к сотрудничеству респектабельное консервативное издание Berlingske Tidende, а в 1936 году художник переходит на работу в правительственную газету Socialdemokraten, где публикует серии сатирических рисунков на генерала Франко, Муссолини, Геринга и Геббельса. Изображать Гитлера Бидструпу уже не разрешают, поскольку германское посольство наложило вето на любые публикации, выражающие неуважение к главе Третьего Рейха.

Оратория. Наброски во время речи Гитлера 7 марта. "Культуркампен", 1936



Художник продолжал работать в Socialdemokraten и после оккупации Дании нацистской Германией в 1940 году. Параллельно с официальной работой, Бидструп начинает сотрудничество с датскими коммунистами-подпольщиками. Однако после выхода в свет серии открыток с карикатурами на датских коллаборационистов, их автору пришлось уйти в нелегалы – до конца немецкой оккупации художник вместе с семьёй скрывался на даче под Копенгагеном.

После освобождения Дании в 1945 году Бидструп становится постоянным художником печатного органа Коммунистической партии Дании, газеты Land og Folk, в которой, по его собственному признанию, он чувствовал себя как дома. Еженедельно на страницах издания появлялись его юмористические рисунки, а политическая карикатура Бидструпа с успехом заменяла передовую статью газеты или даже редакционный комментарий. Окончательно формируется и стиль художника, по которому авторство Бидструпа можно узнать безошибочно – свои рисованные серии художник всегда строит так, чтобы их можно было "читать" слева направо, а персонажи его рисунков предстают перед зрителем как на кадрах кинопленки. Отличительной чертой бидструповских рисунков стал присутствующий в них юмор, который рецензенты, не сговариваясь, обозначили как "типично датский".

В Советском Союзе рисунки датского художника-коммуниста впервые появились на страницах журнала "Крокодил", а затем и в советских центральных газетах. Поскольку значительная часть рисунков Бидструпа была посвящена борьбе с мировым империализмом, альбомы с его работами выпускались массовыми тиражами не только в СССР, но и в других странах Варшавского блока. В 1964 году Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами", а также присвоено звание почетного члена Академии художеств СССР.

Однако, несмотря на огромную популярность Херлуфа Бидструпа за пределами Дании, на родине отношение к художнику было весьма настороженным. Вот что говорит об этом лектор Южно-Датского Университета, руководитель Центра изучения "холодной войны" Эрик Кулавиг:

– Я бы сказал, что он не был очень популярным в Дании. Он был коммунистом со своим, так сказать, идеологическим заказом, и из-за этого люди не верили ему. Он смотрел на датскую жизнь советскими глазами. Он был популярным в Союзе, потому что его рисунки создавали ощущение, что на них изображена жизнь в свободной стране, за это его любили. В то время как датчане в его рисунках усматривали отчетливый идеологический фон. Но, несмотря на все это, человеком он был действительно талантливым.

Отношение датского общества к Херлуфу Бидструпу ярко характеризует и такой факт. В вышедшей в 1947 году в Копенгагене "Художественной энциклопедии Вайльбаха" Бидструпу была посвящена отдельная статья, в то время как в опубликованном в 1970 году искусствоведческом справочнике датских художников его имя не упоминается вообще. Разумеется, такое реноме не могло не иметь последствий – заказы по иллюстрированию книг, на которые Бидструп ранее мог, безусловно, рассчитывать, стали перепоручать другим художникам. Перестали приглашать его и для участия в ежегодных рождественских альманахах, а работы художника-коммуниста начали исчезать со стендов художественных выставок. Вот что рассказывает дочь Херлуфа Бидструпа, Лене Бидструп:

– Можно сказать, что абсолютное большинство датчан вообще никогда не слышали о Херлуфе Бидструпе. И этому есть своё объяснение: в своих воззрениях он придерживался крайне левых взглядов, у него было весьма чёткое мировоззрение, и он не шёл в идеологических вопросах ни на какой компромисс. Разумеется, мировоззрение отца отражалось в той или иной степени и на жизни нашей семьи. Дания – это ведь такая страна, где тебе не позволяют высовываться – существует неписаный датский закон поведения в обществе, Janteloven, и первая заповедь в нём гласит: "не думай, что ты что либо из себя представляешь!". Это ведь очень по-датски, не правда ли?

В конце жизни у отца было много проблем – моя мать тяжело болела, начались и некоторые финансовые затруднения. Но я очень горжусь своим отцом, ведь у нас была дружная семья, и мы все любили и уважали друг друга. Я думаю, что и сам Херлуф был доволен своей жизнью – ведь он верил в то, что рисовал, он жил этими рисунками. Когда возникала какая-то проблема, отец начинал работать с удвоенной энергией.

Отец умер в 1988 году, скончались и два моих брата. Но род Бидструпов продолжается. Сама я художница и занимаюсь гобеленами, моя дочь Лаура работает педагогом в школе для проблемных детей, а мой сын Филипп –астрофизик. Некоторые коллеги сына до сих интересуются, знает ли он о том, что в атласах звёздного неба есть планета по имени Бидструп? Они думают, что небесное тело названо так по имени сына, но никто не знает, что планета носит имя моего отца.