12 сентября на Новой сцене Большого театра состоится мировая премьера оперы Сергея Невского "Франциск". Это первый результат "Лаборатории современной оперы", организованной режиссером Василием Бархатовым. Одна из целей проекта – дать возможность реализовать свои замыслы молодым композиторам и постановщикам
Около года назад Василий Бархатов организовал некоммерческую структуру "Опергруппа". "Лаборатория современной оперы" – ее детище. Поставил "Франциска" Владимир Бочаров, и это его дебют, рассказывает Василий Бархатов:
– Он совсем молод, это студент третьего курса Российской академии театрального искусства, мастерской профессора Мирзоева. Мне показались интересными его студенческие работы, и я принял решение, чтобы именно Владимир Бочаров занялся этой постановкой.
– И сразу Большой театр, а это колоссальная ответственность. Такой старт не кажется вам слишком рискованным?
– На самом деле, все не так страшно. В Большом театре существуют две сцены, одна Историческая, другая – Новая сцена, политика которой теперь – это некие театральные инновации, современные оперы, смелые эксперименты. Поэтому вполне естественно, что опера "Франциск" достаточно известного в Европе композитора, которому заказывают писать сочинения другие оперные дома и музыкальные компании и фестивали, ставится в Большом театре. И то, что Большой театр поддержал нашу лабораторию, это, в общем, большое счастье. Самое главное, что эта опера – современная, и сценическое прочтение будет соответствовать ее музыкальному языку, не похожему на то, что, может быть, многие привыкли видеть в Большом театре.
Сценограф здесь Виктор Шилькрот, тоже достаточно молодой человек. При этом он уже много сделал в драматическом театре, в музыкальном же – это его первая работа. Филипп Чижевский, дирижер, работает как с барочной, так и с современной музыкой, в том числе с ансамблем Questa Musica, который будет участвовать в этом спектакле.
– Опера Сергея Невского называется "Франциск". На какой сюжет она написана?
– Это мировая премьера, поэтому нет ничего странного в том, что не очень много людей о ней знают. Пока единственная существующая запись – для нашего внутреннего пользования. О сюжете легко догадаться по названию, потому что в истории человечества был только один святой с таким именем –Франциск Ассизский. Это монодрама, там есть контратенор, сопрано и чтец. В данном спектакле будет несколько драматических актеров. Заняты студенты курса Райкина и курса Брусникина из Школы-студии МХТ. Это история Франциска Ассизского, человека, который истязал себя и все время пытался себе и Богу доказать и проверить свою святость. Это спектакль, где очень интересно переплетаются сакральный и современный языки.
– С некоторых пор в музыкальных театрах всего мира сложилась традиция, согласно которой исторический материал, лежащий в основе сюжета, переносится в наше время. Делают соответствующие костюмы, что-то меняют в либретто и так далее. Используется ли такой прием в этом спектакле?
– Это произведение совершенно другой драматургической и визуальной структуры. Здесь будет такой смешанный мир, поскольку по задумке режиссера мы рассматриваем Франциска в трех измерениях: Франциска человека с телом, который истязал свою плоть и пытался понять что-то про себя, Франциска канонизированного святого и Франциска как мы его понимаем, читая его тексты или тексты о нем. То есть он рассматривается в трех временах, в трех измерениях. Естественно, современные костюмы будут у чтецов, как у молодых людей, которые сегодня, в наше время касаются текстов о Франциске.
– Все постановки вашей Лаборатории будут в Большом театре?
– Нет, еще в Театре наций, в музыкальном Театре Станиславского и Немировича-Данченко, а одна из опер пройдет в башне "Федерация".
Около года назад Василий Бархатов организовал некоммерческую структуру "Опергруппа". "Лаборатория современной оперы" – ее детище. Поставил "Франциска" Владимир Бочаров, и это его дебют, рассказывает Василий Бархатов:
– И сразу Большой театр, а это колоссальная ответственность. Такой старт не кажется вам слишком рискованным?
– На самом деле, все не так страшно. В Большом театре существуют две сцены, одна Историческая, другая – Новая сцена, политика которой теперь – это некие театральные инновации, современные оперы, смелые эксперименты. Поэтому вполне естественно, что опера "Франциск" достаточно известного в Европе композитора, которому заказывают писать сочинения другие оперные дома и музыкальные компании и фестивали, ставится в Большом театре. И то, что Большой театр поддержал нашу лабораторию, это, в общем, большое счастье. Самое главное, что эта опера – современная, и сценическое прочтение будет соответствовать ее музыкальному языку, не похожему на то, что, может быть, многие привыкли видеть в Большом театре.
Сценограф здесь Виктор Шилькрот, тоже достаточно молодой человек. При этом он уже много сделал в драматическом театре, в музыкальном же – это его первая работа. Филипп Чижевский, дирижер, работает как с барочной, так и с современной музыкой, в том числе с ансамблем Questa Musica, который будет участвовать в этом спектакле.
– Опера Сергея Невского называется "Франциск". На какой сюжет она написана?
– Это мировая премьера, поэтому нет ничего странного в том, что не очень много людей о ней знают. Пока единственная существующая запись – для нашего внутреннего пользования. О сюжете легко догадаться по названию, потому что в истории человечества был только один святой с таким именем –Франциск Ассизский. Это монодрама, там есть контратенор, сопрано и чтец. В данном спектакле будет несколько драматических актеров. Заняты студенты курса Райкина и курса Брусникина из Школы-студии МХТ. Это история Франциска Ассизского, человека, который истязал себя и все время пытался себе и Богу доказать и проверить свою святость. Это спектакль, где очень интересно переплетаются сакральный и современный языки.
– С некоторых пор в музыкальных театрах всего мира сложилась традиция, согласно которой исторический материал, лежащий в основе сюжета, переносится в наше время. Делают соответствующие костюмы, что-то меняют в либретто и так далее. Используется ли такой прием в этом спектакле?
– Это произведение совершенно другой драматургической и визуальной структуры. Здесь будет такой смешанный мир, поскольку по задумке режиссера мы рассматриваем Франциска в трех измерениях: Франциска человека с телом, который истязал свою плоть и пытался понять что-то про себя, Франциска канонизированного святого и Франциска как мы его понимаем, читая его тексты или тексты о нем. То есть он рассматривается в трех временах, в трех измерениях. Естественно, современные костюмы будут у чтецов, как у молодых людей, которые сегодня, в наше время касаются текстов о Франциске.
– Все постановки вашей Лаборатории будут в Большом театре?
– Нет, еще в Театре наций, в музыкальном Театре Станиславского и Немировича-Данченко, а одна из опер пройдет в башне "Федерация".