Конец Мойдодыра

Эта тема не сегодня появилась, а исподволь уже годами обозначается и пробирается на станицы серьезных публикаций. Пора бы и нам поговорить о ней, тем более, что появился свежий информационный повод – в "Нью-Йорк Таймс" от 11 сентября с. г. статья доктора Абигэйл Загер под красноречивым названием "Иск против слишком чистых".

Статья написана как отзыв на книгу журналиста Веласкез-Манова "Новый метод понимания аллергических и аутоиммунных болезней". Нас не должно смущать, что именно пишет это журналист: он не собственную теорию построил, а привлек и суммировал большое число уже имевшихся строго научных публикаций на эту парадоксально новую тему. В медицинских кругах уже давно говорят об этом: излишне тщательное соблюдение гигиенических правил не помогает, а вредит здоровью людей. Тело, и особенно кожа человека должна сохранять некую естественную "броню" из микроорганизмов – некий органический щит, предохраняющий от всякого рода аллергий, которые, все знают, так мучают современных людей. Дальше – больше. Выясняется, что не нужна и столь упорная борьба против микробов, живущих в недрах человеческого тела, особенно кишечных. Когда все они переведены, защитным силам организма не с кем бороться, и они направляются на собственные органы человека: это и есть аутоиммунные болезни.

Приводится впечатляющая статистика: в западной части Германии, некогда ФРГ, во всячески передовых федеральных землях, аллергенных и аутоиммунных заболеваний много больше, чем среди жителей восточной ее части, много десятилетий пребывавшей под коммунизмом, соответственно, не столь благополучной -- хотя бы в отношении гигиены. Точно такая же картина – в Финляндии и российской части Карельского перешейка. Тут можно вспомнить не медицинскую статистику и новейшие гипотезы ученых, а обратиться к элементарному, всем знакомому быту. Кто здоровее – городской, тщательно вымытый и гигиенически одетый ребенок - или деревенский, бегающий босиком по конюшням и коровникам?

Помню, несколько лет назад я прочитал одну американскую книгу и даже написал о ней для РС. Не помню ни автора, ни названия, но тему помню: каким образом в США возник культ чистоты тела? Объяснялось это в книге весьма однозначно: пропагандой и коммерческой рекламой фабрикантов мыла, сумевших оседлать огромный американский рынок.

Не будем, однако, опираться на такие односторонне марксоидные трактовки. Есть и другой источник этой американской особенности: влияние сильнейшей пуританской традиции, видевшей в человеке грех и грязь, – вот эта грязь таким символическим образом и отмывалось. Неясно, очищались ли от водных процедур души, но тела, точно, становились чище.

Можно пойти еще дальше и совершить еще одну, гораздо более широкую культурно-историческую проекцию: поставить американскую сдвинутость на гигиене в общий ряд новейшей цивилизационной практики, пафос и смысл которой – борьба с природой, покорение природы, надстройка природы техникой. Человеческое тело – тоже ведь часть природы, и его тоже, следуя этой логике, надо "покорять", подчинять цивилизационным нормам. Если зверь пахнет зверем, то человек должен источать аромат дезодорантов и парфюма. Но как Земля, природа страдает от непомерного вторжения техники, так и человеческое тело становится в ситуацию некоего экологического неблагополучия.

В старом романе Леонида Леонова "Соть", действие которого развивается на строительстве бумажного комбината, окрестные мужики строительству не доверяют, и в местной мифологии появляется новый бес по прозванию бумага. И еще там есть такая сцена. Мужик построил новую избу. К нему приходит другой и дарит – на новоселье – клопов в бумажке. Как же без клопов в простой деревенской жизни.

Это, конечно, не метод, и к такому доверию природе нынешняя наука не призывает, но кое о чем задуматься предлагает. Мойтесь, конечно, - но не до дыр.