Лучших кузнецов России, Украины, Франции, Швеции и Монголии принимал на иркутской земле Международный фестиваль «Гефест». Ремесленники собрались в столице Приангарья, чтобы помериться силами в мастерстве превращения раскаленного куска железа в произведение кузнечного искусства. В третий раз в Иркутске проходит фестиваль «Гефест», но только в этом году он стал международным. Программа фестиваля была очень разнообразная: были конкурсы, много музыки, шаманские обряды, выставка готовых изделий, даже битва богатырей в кольчугах, шлемах с мечами и щитами. Кстати, бой выглядел очень натурально, от сильных ударов мечей о щиты от деревянной части защиты воина даже щепки отлетали.
И дети, и взрослые наблюдали за действом как завороженные. В ознаменовании начала праздника «огня и металла» сначала зазвонил колокол, а затем кузнецы совместно с городским духовым оркестром исполнили композицию. На площади в центре города были расставлены печи и на глазах прохожих кузнецы демонстрировали своё мастерство. Мне довелось побеседовать с именитым художником-кузнецом из города Ангарск Виктором Сливкой.
Виктор Сливка: Знаете, вряд ли кто-нибудь скажет, почему он пишет стихи, или почему он вдруг начинает петь, или желает музицировать. Это необъяснимое чувство, которое сидит в тебе внутри. Тебе это надо, ты без этого не можешь, ты этим интересуешься, ты этим начинаешь жить. Вот когда начинаешь этим жить, ты к этому прикасаешься, затем оно в тебя входит, и ты просто-напросто без этого не можешь. Вообще-то с металлом я живу практически всегда. Могу сказать одно, когда я работаю, я пою. Внутри. У меня нет музыкального слуха, но я все время напеваю, чего-то мурлыкаю. Почему? Потому что мне хорошо.
Екатерина Вертинская: Во время фестиваля и от ораторов со сцены, и от гостей на площади все время звучала мысль о том, что это очень редкое в наши дни ремесло, кузнецов очень мало. А вот Виктор Сливка говорит, что он один из самых счастливых людей на свете, потому что у него есть, кому передать мастерство. Оба сына Виктора Алексеевича кузнецы, и как он сам говорит, классные мастера. От основной мастерской он уже передал ключи младшему сыну. Старший – работает в Санкт-Петербурге. Виктор Сливка в беседе поделился также своим пониманием философии кузнечного ремесла. Говорит, что у каждого она своя, и каждый по-своему ее чувствует и видит.
Виктор Сливка: О себе не могу сказать, это неудобно. Но я знаю мастеров здесь приехавших, это великие, не большие, а великие мастера сегодняшнего дня. Например, Володя Марков здесь есть из Санкт-Петербурга, он учитель, классик и он отличен от всех. Не надо подписывать, когда я вижу работу, не надо мне указывать, что это Марков сделал, я понимаю, что это он сделал. Есть такой же, более молодой, но удивительно красивый мастер, тоже из Санкт-Петербурга Игорь Андрюхин. Он настолько противоположен по своей философии, по подаче, владением материалом, его чувствам, чувствам пластики металла и рисунка, взгляд свой на все. Вот своя философия.
Екатерина Вертинская: Виктор Алексеевич рассказал также, что у него за плечами не менее десяти фестивалей, как в России, так и за рубежом. Художник расценивает эти мероприятия, как пропаганду этого искусства и свое общественное предназначение. А вот как старания мастеров оценили иркутяне. Говорит посетитель фестиваля Наталья Напартэ.
Наталья Напартэ: Получился праздник красивый, настоящий, очень нравится все. У меня ребенок сделал себе монетку, теперь эта монетка будет у нее на память, она будет видеть и знать, что такое – делать своими руками что-то, создавать красоту. Тем более, есть женщины кузнецы.