Левый! Левый!

Преподаватели вузов на "Марше миллионов" в Москве

Российские блогеры делятся впечатлениями от акций в рамках очередного "Марша миллионов", состоявшихся во многих городах в минувшую субботу. Одним из основных мотивов становится скепсис в отношении в эффективности протестного движения. Блогеры адресуют упреки лидерам оппозиции. Пишет колумнист PublicPost.ru Владимир Гречанинов:

Скажу сразу и от души — власть подготовилась к митингу отлично, на жирную пятерку с плюсом. Садовая была надежно перекрыта и заставлена автозаками и автобусами, из которых торчали щиты и сапоги "космонавтов". Полицейских сил вполне хватило бы на небольшую победоносную войну и еще осталось бы на поддержание порядка в среднем европейском государстве. А вот оппозиция сработала, увы, в лучшем случае на троечку. То есть народ собрался, как всегда, замечательный, принес свежие и смешные плакаты, но речи ораторов были настолько малоинтересны, что в центре площади стали возникать параллельные стихийные митинги со своими ораторами на действительно волнующие народ темы — об образовании и т.п. Это что-то новенькое.

На новую повестку дня обратил внимания и совладелец Slon.ru Александр Винокуров:

Рискну спросить: а только для меня требование вчерашнего митинга "заморозить тарифы ЖКХ до независимой проверки" оказалось неожиданным? Мы же, вроде как, не из-за ЖКХ в декабре-то...

По мнению искусствоведа и публициста Екатерины Деготь, полевение протестного движения – единственная возможность добиться политических результатов. Он пишет на портале Colta.ru:

Либералы ходят на демонстрации, чтобы защитить свое право на эти демонстрации ходить. Здесь уже изначально заложено некое не то чтобы противоречие, но логический круг, который быстро исчерпывает себя. Сейчас как раз очередной момент, когда эта исчерпанность очевидна, отсюда охвативший многих пессимизм. Конечно, либералы выступают и за другие свободы — например, свободу вероисповедания (сейчас, разумеется, актуальнее всего свобода не исповедовать никакой веры), а также за честные выборы. Эта аудитория деморализована, полна отчаяния и готова прибегнуть к своему главному пораженческому орудию — иронии.
Что я могла бы сказать этой аудитории? Что рядом с ней на тех же демонстрациях происходят совсем другие процессы. Колонны социалистов и прочих левых демонстрируют неслыханный для либералов уровень организации, они высказывают, устно и письменно, очень конкретные социальные (а не абстрактно-гуманитарные) лозунги, скандируют речевки, раздают самиздатовские газеты и агитируют прохожих, — я вижу, как на протяжении зимы и весны ряды левых выросли, например, за счет университетского люда, который там уже почти в полном составе. Сегодня все больше людей присоединяется к требованию бесплатного образования и здравоохранения, — именно на них, а не на содержание госаппарата и военную мощь страны, должны напрямую идти наши налоги. А еще лучше было бы требовать прогрессивной шкалы налога на сверхбогатых. Да и много чего другого нам стоило бы потребовать. Просто нужно не бояться быть конкретными. Присоединяемся мы к этим рядам или нет, но именно там уже идет процесс, который рано или поздно разрушит этот режим.

В северной столице, где оппозиция умудрилась разбиться на три отдельных марша, каждый с собственным митингом, настроения не столь оптимистические. Вот мнение ЖЖ-юзера Дазайнер:

"На петербургский Марш миллионов пришло не менее тысячи человек", сообщает пресса.
Обнадеживает. Ведь пять, скажем, лет тому и марша никакого не было. Нынешними темпами мы уже году так к 24-му рискуем превратиться в нешуточную политическую силу, которой будет по зубам взять да и отменить крепостное право. А там еще пара президентских сроков, в течение которых я, в частности, научусь вовремя выходить из дома, - и сбросим, глядишь, ярмо тирании. Скоро-то ведь только кошки родятся.

***
В англоязычной блогосфере отмечают годовщину движения Occupy – 17 сентября 2011 года активисты собрались в нью-йоркском парке Зуккоти рядом с Уолл-стрит и устроили там палаточный городок под лозунгом "Нас 99 процентов". Идея состояла в том, чтобы напомнить миру финансов и капитала о скромных нуждах простых людей: о желании учиться, работать, иметь дом и не голодать. Впоследствии подобные лагеря возникли в 95 других городах по всему миру. Самые стойкие из них – в Вашингтоне и Лондоне – были ликвидированы лишь в феврале нынешнего года. В блогах Guardian своим опытом участия в движении Occupy делится основатель литературного журнала n+1, профессор нью-йоркской New School for Social Research Марк Грейф:

Я был обычным гражданином – считал, что все попытки Буша и Обама преодолеть финансовый кризис 2008 года и его последствия закончились тем, что они перемигнулись с транснациональными финансовыми корпорациями и оставили все как есть. Я вышел на улицу, чтобы понять, что можно сделать. И тут случилось чудо – лагеря нового движения появились во всех крупных городах США, да и в маленьких тоже. Опросы показывали, что люди нас поддерживают, даже телевидение и радио проявили доброжелательность – если иметь в виду, как легко нас было засмеять.
Я тогда создал сайт, на котором публиковались письма людей, не имевших возможности сидеть с нами в лагерях. Мы пересылали их главам крупнейшим американских банков. Вот, например, письмо жителя Иллинойса: "У нас есть соседи, наши дети выросли вместе – сейчас их выгоняют из дома, отняли за долги машину. Отец семейства строитель, но после обвала рынка недвижимости строить особо нечего. Кто в этом виноват – неужели он? У таких, как вы, сейчас все прекрасно (если не сказать больше), а мы идем ко дну. Это не правильно".
Таких писем было восемь тысяч. Мы выбрали 150 и издали книгу "Все проблемы от банков – письма на Уолл-стрит". Я надеюсь послать по экземпляру Митту Ромни и Бараку Обаме.
Люди спрашивают, продолжится ли движение Occupy, достигнет ли оно своих целей, переубедит ли кого-нибудь. Я не знаю. Единственное, что я знаю, - что после того, как мы опубликовали эти письма, никто не имеет права сказать, что не понимает, какие проблемы у США, откуда взялось наше движение и имеет ли оно поддержку в обществе.

Активисты движения сегодня отмечают годовщину не только в парке Зуккоти, но и на специальной страничке в Фейсбуке. Вот какую запись оставила там профессор политологии и социологии City University of New York Фрэнсис Фокс Пивен:

Я не знаю ни одного общественного движения, которому бы потребовалось меньше десяти лет, чтобы стать реальной силой. Люди нетерпеливы и часто делают поспешные выводы. Occupy Wall Street – лишь начало великого движения. Движения, которому уже удавалось изменить ход истории.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".