"Антисистема"

Ирина Лагунина: В Испании, переживающей глубокий экономический кризис, усилились разного рода протестные движения, отрицающие существующую в стране и на Западе в целом общественно-политическую систему. Некоторые из них предпочитают выражать свой протест мирным путем, другие прибегают к насилию. Одни называют себя коммунистами или анархистами, другие – личностями, свободными от какой-либо идеологии. Политологи называют подобные движения «антисистемой». Из Мадрида – Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: В испанской столице «антисистема» особо проявила себя этим летом во время протестов шахтеров, прибывших сюда пешком из северных угледобывающих районов страны. Шахтеры протестовали против закрытия нерентабельных шахт – протестовали мирно. Однако в ряды демонстрантов просочились и некие молодые люди, явно не похожие на горняков. В разгар митинга у министерства промышленности именно они начали забрасывать полицию самодельными бомбами, «коктейлями Молотова» и камнями. В результате десятки полицейских оказались раненными. Прибывший спецназ разогнал манифестацию. Досталось и шахтерам, абсолютно непричастным к поступкам «антисистемы». Вечером того же дня молодые люди в «балаклавах» били в столице витрины магазинов, поджигали контейнеры для мусора, ломали телефонные автоматы и скамейки. Накануне они были «мобилизованы» через Интернет следующим призывом безымянного вожака так называемой «испанской революции»:

Вожак: Нами правят монстры. Они манипулируют нами, чтобы держать под постоянным контролем. Обманывают, обворовывают, пополняют свои банковские счета за счет нашего труда, крови и пота. Нам нужны идеи, которые нашли бы поддержку народа. Нам надо выгнать политиков-кровопийц, которые правят сегодня этой несчастной страной. Не позволяйте, чтобы вам затыкали рты. Революция только начинается: она будет иметь успех только в том случае, если мы будет едины. Настало время заявить политикам, что они нас не представляют, что мы не являемся их собственностью и они не должны играть нашими жизнями. Мы должны показать пример всему миру. Мир должен проснуться ото сна! Поднимайтесь на сопротивление! Боритесь за лучший мир – за все человечество! За подлинную свободу!

Виктор Черецкий: По данным полиции, которая задержала десятки участников беспорядков, большинство из них – нигде не обучающаяся, не работающая и не пытающаяся найти работу молодежь в возрасте от 15 до 30 лет. Пресса описывает коллективный портрет активистов «антисистемы». Несвежие выцветшие майки с протестными лозунгами или портретом Че Гевары, штаны-пираты и сандалии на босу ногу. На шее палестинский платок-куфия. На голове – африканские дреды. Пирсинги, татуировки. Полиция утверждает, что большинство активистов заражены вшами, злоупотребляют спиртным и наркотиками. Полиция также выявила, что некоторые задержанные в ходе описанных событий – лица уже известные ей в связи с беспорядками в Мадриде весной-летом прошлого года. Тогда они поселились в палатках в центре столицы: в течение месяца участвовали в актах гражданского неповиновения и стычках с полицией. Говорит представитель «антисистемы» Жоан Гонсалес:

Жоан Гонсалес: Мы против каких-либо реформ. Мы хотим поменять систему как таковую - порвать с капитализмом и всеми его структурами. Среди нас есть представители разных социальных движений: есть те, кто отбирает у капиталистов жилье, есть сторонники Движения за истинную демократию, за уничтожение частного предпринимательства и так далее. Все это антикапиталистические движения. Я призываю людей выйти на улицы и присоединиться к участникам наших всенародных собраний – только так мы можем порвать с прошлым и переделать нашу жизнь. Власть следует отдать в руки народа: но сначала нужно уничтожить нынешнюю политическую и экономическую структуру – отнять деньги у богатых. На развалинах системы следует выстроить новое общество!

Виктор Черецкий: Поясню, что участники протестного движения хотели бы заменить парламентскую демократию на то, что они называют «демократией прямой» - то есть решение государственных вопросов путем прямого голосования на народных митингах. Они за ликвидацию банков – за раздачу денег народу. Товары и продукты, особенно спиртное, тоже, по их мнению, следует раздавать бесплатно всем нуждающимся, как и жилье. Свои требования «антисистема» распространяет не только на Испанию. Ее не устраивает порядок вещей, существующий в Европе: ни политический, ни экономический, ни финансовый. Анхелина Мартинес, активистка движения, заявила на одном из недавних так называемых «народных ассамблей» под открытым небом в Мадриде, что испанскому народу не следует отдавать европейским кредиторам миллиарды евро, которые задолжала их страна:

Анхелина Мартинес: Виноваты во всех наших несчастьях Международный валютный фонд, Всемирный банк, Брюссель – правители Евросоюза, мировой финансовый рынок и все прочие, простите, козлы паршивые. Они накинули нам долговую удавку на шею. А у нас нет денег, чтобы платить им по долгам. Нам говорят, что наша страна задолжала, а мы хотим знать, кому и за что мы должны. Ведь деньги, которые берет в долг наше правительство, не используются на благо народа. А посему мы не будем платить долги. Это не наши долги и мы за них не в ответе!

Виктор Черецкий: Свои идеи «антисистема» пытается внедрить в жизнь. К примеру, в Мадриде в последние два года участились захваты жилья, причем, разумеется, не у капиталистов – дома состоятельных людей, как правило, охраняются - а у жителей окраинных рабочих районов. Члены движения высматривают квартиры, в которых нет хозяев, и вселяют туда бомжей. Характерен в этой связи случай с жительницей Мадрида Кармен Родригес. Она вернулась из отпуска и обнаружила, что в ее небольшой квартире устроилась пара наркоманов с детьми. Поселили их «антисистема», сломав замки. Кармен, которая осталась без квартиры, рассказала:

Кармен Родригес: Я попыталась открыть дверь, но оказалось, что замки поменяли. Потом мне сказали, что я здесь больше не живу, поскольку квартира занята остро нуждающимися в жилье людьми. Я обратилась в полицию, а мне пояснили, что выселить оттуда бомжей можно только по суду. Ну а пока суд рассмотрит дело, может пройти несколько лет. У меня зарплата всего-то тысяча евро. Что делать – не знаю.

Виктор Черецкий: Впрочем, в ряде случаев оказывается бессильным даже суд. «Антисистема» блокирует входы в здания – грозят устроить поджог или взрыв. И все, чтобы не допустить выселения. Последнюю информацию подтвердил «Свободе» начальник юридического отдела мадридской мэрии Хулио Сесар Сантос. По долгу службы он обязан присутствовать на процедуре выселения незаконных жильцов. За это в декабре минувшего года юрист и его трое малолетних детей были подвергнуты возле своего дома нападению со стороны вооруженных палками боевиков «антисистемы». Ситуацию спас лишь случайно оказавшийся недалеко от места нападения полицейский патруль. Насильственный захват жилья оправдывается якобы существующей в обществе несправедливостью. Анхелина Мартинес:

Анхелина Мартинес: Всех нас обманули! Нам заявили, что каждый имеет право на жилье. Но у нас нет на жилье денег, и поэтому мы вынуждены брать ипотеку, которую должны будут оплачивать не только мы, но и наши дети. Ну а теперь они устроили экономический кризис, всех повыгоняли с работы и платить за ипотеку нечем. Ситуация ужасная – людей выгоняют за неуплату. Мы стараемся разъяснить им, что они ни в чем не виноваты, и боремся против выселения должников. Желание людей жить лучше – это не преступление. А капиталисты пользуется этим желанием для обмана и эксплуатации людей. Это незаконно.

Виктор Черецкий: Между тем, среди лозунгов и требований «антисистемы» есть и довольно экзотичные, которые они выставляют напоказ в ходе различных протестных акций. Например, открыть границы Испании для беспрепятственной иммиграции жителей африканского континента, узаконить браки людей с животными или разрешить свободную продажу наркотиков. В вопросе о наркотиках современные «революционеры» особенно последовательны. Вот что заявил на недавнем митинге в поддержку каннабиса, который прошел в мадридском пригороде Парла, один из представителей «антисистемы» Антонио Гомес:

Антонио Гомес: В обществе существуют предрассудки в отношении каннабиса. На самом деле его потребление – явление абсолютно нормальное. Люди должны потреблять каннабис для повышения настроения и в качестве альтернативного обезболивающего средства.

Виктор Черецкий: В последние полгода у испанской «антисистемы» появился кумир. Это 60-летний Хуан Мануэль Санчес Гордильо. Гордильо - бессменный мэр андалузского поселка Мариналеда. Мэром он служит уже 33 года, а прославился только сейчас – в кризис: разъезжает со своими сторонниками по городам региона – захватывает банки, поместья, грабит магазины. А потом рассказывает на пресс-конференциях, что все награбленное отдано нищим и обездоленным. На подручных испанского «робин гуда» заводят уголовные дела, а их предводитель выходит всякий раз сухим из воды: ведь он депутат, а посему персона неприкосновенная. Внешность у Санчеса Гордильо колоритная и вполне подходящая для кумира «антисистемы». Он с длинной бородой, и в дополнение к палестинскому платку, носит еще множество амулетов – и на шее и на запястьях рук. Вот что заявляет сам Санчес Гордильо:

Х.М. Санчес Гордильо: Капитализм – это коррумпированная и террористическая система. Она сбрасывает демократическую маску, когда речь идет о собственных интересах. Так называемые левые партии и профсоюзы в Европе – все коррумпированные. Это более не классовые организации. Они прислуживают системе. А эта система давно прогнила. Следует национализировать банки. Жилье должно быть правом народа. Только наше движение, которое выступает против капиталистической системы и которое никому не подчиняется, является великой надеждой для Европы и для всего мира.

Виктор Черецкий: Впрочем, у человечества, как считает Санчес Гордильо, есть и еще надежда. Это режим братьев Кастро на Кубе, военная нарко-диктатура венесуэльского подполковника Чавеса, и его «сателлиты» типа нищенских популистских режимов Эквадора и Боливии. Испанская «антисистема» считает эти режимы близкими себе по духу.

Х.М.Санчес Гордильо: В наши дни такие страны как Венесуэла, Боливия, Эквадор, Куба являются надеждой для всего человечества. 7 октября в Венесуэле состоятся выборы – венесуэльцы проголосуют за свободу. Люди доброй воли во всем мире надеются на победу Чавеса. В капиталистических странах Европы миллионы людей живут на улице, они голодают. Мы сейчас переживаем исторический момент – рушится капиталистическая система и социалистическая Венесуэла становится тем маяком, на который мы все ориентируемся. Мы защищаем завоевания великой боливарианской революции в Венесуэле. У нас с ней общие задачи – борьба с империализмом.

Виктор Черецкий: Профессор политологии Мадридского автономного университета Карлос Ариас утверждает, что движение «антисистемы» является разновидностью современного анархизма. В интервью Свободе он сослался на высказывания самих представителей движения, утверждающих, что оно никогда не будут иметь организационную структуру, чтобы «не вписываться в существующую систему государственности», а также никогда не выдвинет из своих рядов каких-либо политических лидеров, поскольку это противоречит идеям «чистой демократии», при которой все равны. Многие испанские наблюдатели полагают, что движение частично оправдано. Марио Конде, либеральный аналитик и общественный деятель:

Марио Конде: Одно дело диагноз, а другое – лечение болезни. С диагнозом, который ставит нашему обществу «антисистема», можно частично согласиться. Политическая и социально-экономическая ситуация в стране действительно находится в состоянии глубокого кризиса. Безработица среди молодежи – 50 процентов. Сокращаются расходы на образование и медицинское обслуживание. По уровню коррумпированности чиновничьего аппарата, политиков и профсоюзных деятелей Испания занимает одно из первых мест в Западной Европе. Однако это не означает, что мы должны соглашаться с рецептами радикалов, отвергающих современную демократию как таковую и требующих демонтажа государственных структур. Тем более что «антисистема» представляет далеко не все гражданское общество страны.

Виктор Черецкий: Со своей стороны, профессор Ариас полагает, что движение «антисистемы», отказывающееся от любых организационных форм, не имеющее ни программы, ни четкой идеологии, не имеет также и будущего. Хотя, учитывая растущую социальную напряженность в стране, оно, возможно, будет и впредь организовывать разного рода шумные акции протеста.