Пятьдесят лет назад, 5 октября 1962 года, на киноэкраны Великобритании вышел первый фильм о приключениях британского разведчика Джеймса Бонда «Доктор Ноу» режиссера Теренса Янга. Этот фильм положил начало самому коммерчески успешному проекту в истории кино: за полстолетия снято 23 фильма бондианы. Мировая премьера очередного фильма о Бонде «Скайфол» состоялась 26 октября.
Пятидесятилетие кинобондианы в британской столице отмечено выставкой в художественной галерее «сueB Gallery» под названием “Kills and Kisses” ("Отстрелы и поцелуи"). На выставке представлены работы живущей в Лондоне русской художницы Арины Орловой, посвященные актерам, игравшим Бонда и актрисам, игравшим его девушек. После окончания Московского университета печати Арина Орлова продолжила образование в Лондонском университете искусств. Так началась ее карьера художника в Великобритании, хотя Орлова продолжает сотрудничать и с российскими издательствами. В частности, для издательства «Слово» Арина подготовила иллюстации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
30-летняя художница работает в разных жанрах и различных техниках. Ее новый проект, подготовленный к 50-летию кинобондианы, – шесть портретов актеров, игравших агента 007, и 30 портретов девушек Бонда из 22-х фильмов о Джеймсе Бонде. Выставка этих работ, открывшаяся в лондонской галерее CueB Gallery, получила название «Отстрелы и поцелуи». Название это соотносится с двумя номерам на созданных Ариной Орловой портретах Шона Коннери, Джорджа Лейзенби, Роджера Мура, Тимоти Далтона, Пирса Броснана и Дэниела Крейга. Черная цифра в верхнем левом углу обозначает количество врагов, убитых актером, игравшим Джеймса Бонда, цифра в правом углу – число поцелуев, которые раздал Бонд по ходу фильмов, в которых играл изображенный на картине актер. Портреты девушек Бонда включают актрис от Урсулы Андрес из первого фильма кинобондианы «Доктор Ноу» до Ольги Куриленко из 22-го фильма «Квант милосердия». Эти портреты также снабжены двумя цифрами: верхняя – это число жертв девушки, нижняя – количество подаренных Бонду поцелуев. Красный цвет в портрете означает, что девушка Бонда погибает по ходу фильма. Все портреты написаны на деревянных досках, и их стилистика напоминает стиль русских и византийских икон. В интервью РС Арина Орлова поясняет, почему она предпочла иконописный стиль при работе над проектом об агенте 007.
- Иконопись сильно повлияла на мою работу, потому что Джеймс Бонд сам является своего рода современной иконой, правда, не в религиозном, а в культурологическом смысле. Поместив свои работы на золотой фон, я как бы изолирую их от времени и пространства, то есть по сути дела делаю то же, что делали иконописцы, изображавшие святых вне их земного существования. Золото имеет волшебное свойство: на его фоне или в его сиянии персонаж обретает универсальные качества. Я подчеркиваю значимость этого персонажа как образца для подражания, как своего рода объект поклонения. Множество людей одержимы Бондом и очень его любят. Это касается и цвета. Я использую красный цвет так же, как он используется в иконе, – девушки, у которых одежда окрашена в красный цвет, в фильмах погибли. Мне интересно было проследить, какие события с ними происходили. Когда смотришь на изображения этих девушек, понимаешь, что за последнее десятилетие из шести девушек четыре одеты в красное, так что со временем становится всё опаснее быть девушкой Бонда.
Одна из особенностей созданной Ариной Орловой портретной галереи - отсутствие лиц на портретах актеров и актрис. Их автор считает это важной частью своей художественной концепции.
ДЕВУШКИ БОНДА: 22 ВЫСТРЕЛА В СЕРДЦЕ АГЕНТА 007
- Я убрала лица, поскольку считаю, что если они присутствуют на картине, то 90 процентов внимания зрителей будет приковано именно к лицу. Мне же хотелось, чтобы изображения на моих работах воспринимались как персонажи фильмов, а не как лица конкретных актеров и актрис. Именно поэтому мои портреты - без лиц. Шесть актеров, которые сыграли Джеймса Бонда, стремились изобразить одного и того же персонажа, хотя сами выглядят по-разному. Я не пыталась изобразить их как Шона Коннери или как Дэниела Крейга. Для меня все они – один персонаж.
По мнению Арины Орловой, в России и Британии отношение к Джеймсу Бонду обусловлено особенностями национальной культуры и художественными традициями этих стран.
- Отношение к Джеймсу Бонду отличается в разных странах. В России он стоит в одном ряду с другими персонажами популярного кино, тогда как в Англии он более родной, более дорогой. Когда я увидела реакцию англичан на мои работы, посвященные Джеймсу Бонду, то была поражена, сколь тепло они к 007 отнесятся. Для них он олицетворяет именно английский дух. Недавно я прочитала в газете, что Джеймс Бонд демонстрирует, что значит быть мужчиной и что значит быть британцем. В России на Новый год показывают «Бриллиантовую руку», здесь же на Рождество крутят фильмы о Джеймсе Бонде.
Арина Орлова объясняет почему ее любимыми актерами в фильмах о британском разведчике стали Шон Коннери и Урсула Андрес.
- Мой любимый Джеймс Бонд - конечно, Шон Коннери. С ним трудно соперничать. Дэниел Крейг, как мне кажется, делает неплохую работу по восстановлению интереса к Бонду, по привлечению к нему нового поколения. Но у Коннери были качества, которые, как мне кажется, необходимы именно Бонду: он не воспринимал себя слишком серьезно, как следующие за ним актеры. Мне кажется, что для этого персонажа очень важно обладать чувством самоиронии. Коннери всегда был очень расслаблен и все контролировал. Ну, а моя любимая девушка Бонда - тоже из первого фильма об агенте 007, та, которую играла Урсула Андрес, – выходящая из воды в белом бикини Хани Райдер. На мой взгляд, это самый запоминающийся образ девушки Бонда. Если бы мне нужно было изобразить только одну девушку Бонда, я бы выбрала именно ее.
Все созданные Ариной Орловой «иконы» Бонда и его девушек исполнены акриловыми красками по дереву. Однако ее техника намного разнообразнее и связана не только с европейской, но и с восточной художественной традицией.
- Я рисую тушью и заточенной палочкой. Часто использую фотографии, делая коллаж из своих рисунков и фотографий, чужих или собственных. Работы на золотом фоне - это акрил и коллаж. Я люблю спонтанный рисунок. Все мои рисунки сделаны тушью без подготовительной работы карандашом, без стирания и исправления. Мне нравится энергетика линии, которая рождается в тот момент, когда тушь касается бумаги. Заточенная палочка для суши позволяет мне рисовать в любом направлении, вести руку в любую сторону, тогда как перо ограничивает: поменять направление при рисовании пером спонтанно невозможно.
Я поняла, что палочка - при том, что она хорошо впитывает тушь – создает мягкую линию, которая мне идеально подходит. Потом я узнала, что в Японии некоторые каллиграфы используют такую же технику. Но я пришла к ней чисто случайно и самостоятельно. Творческий процес начинается у меня с поиска того, что я хочу сказать. И лишь после этого я выбираю технику – способ, которым мне хочется донести свою идею до зрителя. Может быть, поэтому мои работы получаются стилистически несхожими. Все дело в том, что у меня идея диктует технику и исполнение.
ПОЭТЫ, АКТЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ
По словам Арины Орловой, в круг ее художественных интересов входит не только иконопись, но и многие течения и стили современной живописи. Персонажами ее работ становятся не только супергерои современной поп-культуры. Многие ее рисунки, акварели и гуаши навеяны содержанием высокой поэзии и прозы, оставаясь органичным сплавом традиции и новаторства.
- Очень люблю Алексея Явленского, который был другом Кандинского. Мне очень нравятся его портреты и то, как он работал с цветом. Очень люблю русскую и византийскую икону. Это для меня постояннный источник вдохновения – их различные школы, а также мозаика. В них меня подкупает простота формы и чистота цвета – то, как цвет работает в иконе. Думаю, глядя на мои работы, без труда можно понять, что меня это увлекает.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Пятидесятилетие кинобондианы в британской столице отмечено выставкой в художественной галерее «сueB Gallery» под названием “Kills and Kisses” ("Отстрелы и поцелуи"). На выставке представлены работы живущей в Лондоне русской художницы Арины Орловой, посвященные актерам, игравшим Бонда и актрисам, игравшим его девушек. После окончания Московского университета печати Арина Орлова продолжила образование в Лондонском университете искусств. Так началась ее карьера художника в Великобритании, хотя Орлова продолжает сотрудничать и с российскими издательствами. В частности, для издательства «Слово» Арина подготовила иллюстации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Иконопись сильно повлияла на мою работу, потому что Джеймс Бонд сам является своего рода современной иконой, правда, не в религиозном, а в культурологическом смысле. Поместив свои работы на золотой фон, я как бы изолирую их от времени и пространства, то есть по сути дела делаю то же, что делали иконописцы, изображавшие святых вне их земного существования. Золото имеет волшебное свойство: на его фоне или в его сиянии персонаж обретает универсальные качества. Я подчеркиваю значимость этого персонажа как образца для подражания, как своего рода объект поклонения. Множество людей одержимы Бондом и очень его любят. Это касается и цвета. Я использую красный цвет так же, как он используется в иконе, – девушки, у которых одежда окрашена в красный цвет, в фильмах погибли. Мне интересно было проследить, какие события с ними происходили. Когда смотришь на изображения этих девушек, понимаешь, что за последнее десятилетие из шести девушек четыре одеты в красное, так что со временем становится всё опаснее быть девушкой Бонда.
Одна из особенностей созданной Ариной Орловой портретной галереи - отсутствие лиц на портретах актеров и актрис. Их автор считает это важной частью своей художественной концепции.
ДЕВУШКИ БОНДА: 22 ВЫСТРЕЛА В СЕРДЦЕ АГЕНТА 007
- Я убрала лица, поскольку считаю, что если они присутствуют на картине, то 90 процентов внимания зрителей будет приковано именно к лицу. Мне же хотелось, чтобы изображения на моих работах воспринимались как персонажи фильмов, а не как лица конкретных актеров и актрис. Именно поэтому мои портреты - без лиц. Шесть актеров, которые сыграли Джеймса Бонда, стремились изобразить одного и того же персонажа, хотя сами выглядят по-разному. Я не пыталась изобразить их как Шона Коннери или как Дэниела Крейга. Для меня все они – один персонаж.
По мнению Арины Орловой, в России и Британии отношение к Джеймсу Бонду обусловлено особенностями национальной культуры и художественными традициями этих стран.
- Отношение к Джеймсу Бонду отличается в разных странах. В России он стоит в одном ряду с другими персонажами популярного кино, тогда как в Англии он более родной, более дорогой. Когда я увидела реакцию англичан на мои работы, посвященные Джеймсу Бонду, то была поражена, сколь тепло они к 007 отнесятся. Для них он олицетворяет именно английский дух. Недавно я прочитала в газете, что Джеймс Бонд демонстрирует, что значит быть мужчиной и что значит быть британцем. В России на Новый год показывают «Бриллиантовую руку», здесь же на Рождество крутят фильмы о Джеймсе Бонде.
Арина Орлова объясняет почему ее любимыми актерами в фильмах о британском разведчике стали Шон Коннери и Урсула Андрес.
Все созданные Ариной Орловой «иконы» Бонда и его девушек исполнены акриловыми красками по дереву. Однако ее техника намного разнообразнее и связана не только с европейской, но и с восточной художественной традицией.
- Я рисую тушью и заточенной палочкой. Часто использую фотографии, делая коллаж из своих рисунков и фотографий, чужих или собственных. Работы на золотом фоне - это акрил и коллаж. Я люблю спонтанный рисунок. Все мои рисунки сделаны тушью без подготовительной работы карандашом, без стирания и исправления. Мне нравится энергетика линии, которая рождается в тот момент, когда тушь касается бумаги. Заточенная палочка для суши позволяет мне рисовать в любом направлении, вести руку в любую сторону, тогда как перо ограничивает: поменять направление при рисовании пером спонтанно невозможно.
Я поняла, что палочка - при том, что она хорошо впитывает тушь – создает мягкую линию, которая мне идеально подходит. Потом я узнала, что в Японии некоторые каллиграфы используют такую же технику. Но я пришла к ней чисто случайно и самостоятельно. Творческий процес начинается у меня с поиска того, что я хочу сказать. И лишь после этого я выбираю технику – способ, которым мне хочется донести свою идею до зрителя. Может быть, поэтому мои работы получаются стилистически несхожими. Все дело в том, что у меня идея диктует технику и исполнение.
ПОЭТЫ, АКТЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ
По словам Арины Орловой, в круг ее художественных интересов входит не только иконопись, но и многие течения и стили современной живописи. Персонажами ее работ становятся не только супергерои современной поп-культуры. Многие ее рисунки, акварели и гуаши навеяны содержанием высокой поэзии и прозы, оставаясь органичным сплавом традиции и новаторства.
- Очень люблю Алексея Явленского, который был другом Кандинского. Мне очень нравятся его портреты и то, как он работал с цветом. Очень люблю русскую и византийскую икону. Это для меня постояннный источник вдохновения – их различные школы, а также мозаика. В них меня подкупает простота формы и чистота цвета – то, как цвет работает в иконе. Думаю, глядя на мои работы, без труда можно понять, что меня это увлекает.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"