Ислам как почва для политического созидания.

Тарик Рамадан - историк и философ.

"Нью-Йорк Таймс": Мусульманский мир нуждается в радикальной интеллектуальной революции.
Программная статья в газете «Нью-Йорк Таймс» посвящена Арабской весне, хотя речь в ней идёт не о политике или экономике, а о необходимости интеллектуальной революции в арабском мире. Автор публикации - профессор Оксфордского университета, автор книги «Ислам и арабское пробуждение» Тарик Рамадан:

«В недавних беспорядках исламистов, протестующих против исламофобского видео «Невинность мусульман», участвовало весьма незначительное число активистов. Их ярость – неприемлема. Пришло время перестать упрекать Запад в колониализме и империализме минувших времён. Довольно чувствовать себя жертвами. Пора становиться ответственным игроками, как это сделали миллионы арабов, вышедших на улицу, чтобы изменить ход истории. Некоторые мусульмане напрасно ликуют в связи с ослаблением американской мощи. Они не понимают, что на смену США могут прийти режимы, попирающие гражданские и политические права. Именно ислам может стать плодородной почвой для политического созидания в пику тем западным востоковедам, которые видят в исламе тормоз и преграду на пути прогресса.

Мусульманский арабский мир нуждается в радикальной интеллектуальной революции. Надо менять экономику, способствовать либерализации культурной, религиозной, духовной, художественной деятельности, способствовать эмансипации женщин. Нам нужны смелые мыслители, которые способны обсуждать проблемы, замалчиваемые их мусульманскими оппонентами, а именно, нежелание брать на себя ответственность, поражения и неудачи, желание всегда быть жертвой. Только так можно остановить религиозный популизм и противостоять слепоте возбуждённых масс. Предпосылкой успеха может стать появление динамичного гражданского общества. Свободные дискуссии, свобода мысли напрямую зависят от реформы школ и университетов. Надо пересмотреть устаревшие учебные программы и курсы, дать возможность женщинам учиться, работать, быть финансово независимыми. Арабский мир проснулся от летаргического сна. Но восстания – ещё не революция. Арабский мир обязан бросить вызов демонам истории».

Обозреватель «Гардиан» Джулиан Бэггини пишет о современной философии путешествий:

«От того, каким транспортом мы путешествуем, зависит наше восприятие окружающего мира. Я подумал об этом, когда принял решение отправиться в путешествие, как в далёком детстве: сначала паромом из Англии на континент, а после ночным поездом на север Италии. Возможно, это была ностальгия по детству. Правда, вернуться домой я решил самолётом, а после сопоставить два опыта. Отплытие из Дувра не было воодушевляющим. Но когда с палубы парома я увидел белые скалы, я почувствовал вкус настоящего путешествия. После медленно прорисовалось побережье Франции. Я увидел город как бы целиком, и тут же вспомнил, что перелёт по воздуху превращает все места на земле в безликие анонимные скопища.

Да, сам способ передвижения – это часть путешествия. Авиапассажир думает только о месте назначения. Я размышлял об этом, когда делал остановки в пути, к примеру, сидел в парижском кафе «Charlot». Культура потребления приучила нас без труда получать то, что мы хотим, не больше и не меньше. Из-за этого наш опыт беден, он низведён до кнопки, посредством которой мы заказываем удовольствия. Мне возразят, что я потакаю себе, выбрав, так сказать, «медленное» путешествие, что это трата денег и времени. Но это не так. Мы выигрываем время, если само путешествие становится частью нашего опыта».