Освобождение как повод для сомнений

Екатерина Самуцевич после освобождения из зала суда

Российская и англоязычная блогосферы обсуждают кассацию на приговор по делу Pussy Riot, после рассмотрения которой в Московском городском суде Екатерине Самуцевич заменили реальный тюремный срок условным наказанием. О предсказуемости ее освобождения пишет в блогах британской газеты "Гардиан" редактор The Moscow News Наталья Антонова:

Если пристально присмотреться к системе правосудия в России, то можно заметить, что здесь имеются личные предпочтения. Речь не идет об особенностях российской судебной системы, а скорее об элементе самого процесса, получающего большой отклик в прессе – особенно, если под следствием находятся заметные представители оппозиции… Всего несколько дней назад президент Владимир Путин выразил удовлетворение по поводу приговора Pussy Riot, а потому внезапное смягчение приговора Самуцевич можно расценить как попытку демонстрации относительной независимости судебной системы. Оправившись от шока в связи с оказанным милосердием, на первый план выходит более шокирующий факт: двое из осужденных девушек из Pussy Riot не скоро воссоединятся со своими семьями.

Писатель Эдуард Лимонов в "Живом журнале" пишет, что избирательное отношение судей к девушкам из Pussy Riot связано не только с появлением нового адвоката, но и с высказываниями осужденных во время рассмотрения дела в зале суда:

Условный срок для Самуцевич, - это благодарность ей за то, что она сменила адвоката. Одновременно это приговор против Виолетты Волковой, пощечина ей как профессионалу, которая вела себя вызывающе-неумно, оскорбляла судью в некоторых случаях. Волкова превратилась фактически в революционно-оппозиционного трибуна, проигнорировав участь своей подзащитной. А долг адвоката - защищать. Мы впервые услышали, например, что Самуцевич была задержана до акции девушек в храме, и следовательно в ней не участвовала. Адвокат Волкова обязана была кричать об этом весь процесс, но она либо слабо кричала, либо не кричала вовсе.
Толоконникова и Алехина на полицейско-следственном и тюремно-прокурорском, он же судейский (как сербско-хорватский он и сербский и хорватский язык), - "дерзкие" з/к. Это значит что они
держатся вызывающе, произносят революционно-оппозиционные речи. (Они вровень со своими адвокатами). Потому никакой поблажки им не было. Да и Владимир Путин у нас президент, а он вы знаете что только что сказал.

Сразу же после вынесения приговора один из адвокатов Pussy Riot Марк Фейгин высказал удивление, что к участницам процесса решили избирательно применить законодательные нормы. Журналист Ольга Романова считает, что эта избирательность может повлиять и на отношение к Самуцевич, освобожденной в зале суда. Она пишет об этом в блогах на сайте Slon.ru:

Бедная счастливая Катя Самуцевич! Она отсидела в крытой тюрьме семь месяцев ни за что. Она выдержала жуткий судебный процесс, ежедневные путешествия в жару в автозаке, прелести печатниковской «Шестерки», шельмование, конвойки и ротвейлеров. Да, ровно то же самое прошли Толоконникова с Алехиной, и они продолжают оставаться в рукотворном аду, созданном совершенно не богобоязненными людьми. Но Катя Самуцевич угодила из одного котла в другой: ее не простят преследователи, но от нее отвернутся многие из поддерживающих.
Есть такая легенда: в одном маленьком польском городе по время оккупации действовала группа подпольщиков, возглавляемая человеком, который очень раздражал фашистов. Но начальник гестапо в этом маленьком польском городке был очень умен – он читал про Великого Инквизитора и его изощренные пытки. Поэтому он распорядился, чтобы хватали и казнили семьи всех подпольщиков и просто сочувствовавших, но не трогали лидера и его семью. В маленьком польском городке начали подозревать, что лидер на самом деле провокатор и предатель. И подполье загнулось само собой после склок и репрессий. А после войны жизнь бывшего подпольного лидера превратилась в ад.


Правозащитник Александр Подрабинек считает, что освобождение Самуцевич было сделано с целью "посеять раздор в группе Pussy Riot":

Итог суда по делу Pussy Riot не сказать, что совсем неожиданный, но все же многих удивил. Мы уже давно привыкли к топорной работе спецслужб и правоохранительных органов — сажать, так по полной; бить, так до смерти; лгать, так до умопомрачения. И вдруг: некоторая тонкость, натужный расчет, попытка подумать. Именно этим объясняется замена для Екатерины Самуцевич реального срока условным.
Буквоедам и законникам скажу сразу: юридические аспекты этого дела не обсуждаются. Надо предельно не уважать себя и окружающих, чтобы спорить о том, какие нормы закона применялись в этом процессе уместно, а какие — нет; какие доказательства были в пользу обвиняемых, а какие — против. Это все от лукавого. Правосудия не было и нет ни в Хамовническом суде, ни в Московском городском. Оставим адвокатам печальную необходимость оперировать в политическом процессе нормами закона — это их работа. Если кто-то возьмется утверждать, что Самуцевич освободили в зале суда потому, что она в меньшей степени преступна, чем Алехина и Толоконникова, то я посоветую автору этих утверждений вести колонку в юмористическом журнале.

В блогах Huffingtonpost.com исполнительный директор правозащитной организации Amnesty International в США Сьюзен Носсел говорит о важности дела Pussy Riot, обращая внимание на волну протестов, начавшуюся после переизбрания Владимира Путина на третий срок, а также на принятие закона о статусе "иностранных агентов", повлиявшего на деятельность неправительственных организаций в России:

Судьба Pussy Riot очаровала журналистов, экспертов и общественность, потому что в последнее время в России не было более громкого дела, связанного с правами человека. После распада Советского Союза, казалось, что понятие "диссидент" вошло в анналы истории. Трагизм заключается в том, что и в современной России такие люди все еще существуют - вопреки ожиданиям, что диссиденты станут пережитком старой эпохи.
Появление панк-группы Pussy Riot нельзя назвать случайным… Но самый важный вопрос, способен ли запрос Pussy Riot на политическую, творческую и медийную свободу найти такой же отклик в России, какой он нашел по всему миру?

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".