Эра альт-саксофона началась тогда, когда власть кларнетистов стала ослабевать. То есть власть триумвирата Джимми Нуна, Джонни Доддса и Сиднея Беше стала сходить на нет.
Молодые альт-саксофонисты, такие, как Джонни Ходжес, быстро шли в гору. Ходжес по кличке “Кролик”, игравший у Дюка Эллингтона, занимал такое же место на джазовой сцене, как трубач Луи Армстронг или саксофонист Коулмэн Хокинс. Звуковая подпись альт-саксофона Джонни Ходжеса, теплая, полная эротических глиссандо и плавящихся нот, была самой узнаваемой и знаменитой в джазе конца двадцатых и начала тридцатых. Вуди Хэрмэн был одним из самых ярких и талантливых последователей Ходжеса.
http://www.youtube.com/embed/zqA83c6GuLk
Бенни Картер – был его противоположностью. Меланхоличности Ходжеса он противопоставил ясность и воздушность.На примере кларнетиста и саксофониста Бенни Картера, одинаково успешного как на сцене, так и в роли композитора в Голливуде, мы видим переход кларнетистов в саксофонисты, чаще всего в альт-саксофонисты. В случае Сидней Беше – сакс это сопрано. Сопрано и напоминает кларнет; у него нет типичного для остальных саксофонов – колена. Свинг постепенно перевел кларнет в группу саксофонов. Бенни Гудмэн – исключение во всех смыслах. Но с би-бопом, хоть и в редких случаях, кларнет всё же вернулся в джаз. Достаточно примера Бадди де Франко.
К чему это вступление? Дело в том, что корифей джаза Ли Конитц родился 13 октября 1927 года в Чикаго. А его первым инструментом был кларнет, вторым – тенор-саксофон, любимым – альт-саксофон.
http://www.youtube.com/embed/HF9tzxj36rU
С 47 по 48 год Конитц играл у Клода Сорнхилла, с которым он записал, свои первые, как говорили, “стороны”. Он играл в Нью-Йорке в “Royal Roost” с Майлзом Дейвисом и участвовал в сеансах записи “Рождение Кула”. Это 49-50 гг. Параллельно он записал с Ленни Тристано диск “Интуиция”, который был, оглядываясь на историю джаза, первым диском того, что стало называться “свободным джазом”. Йоахим Берендт писал, что, цитирую: “…постепенно абстрактные, полные блеска и мерцания линии альт-саксофона Конитца стали более певучими, мягкими и конкретными. Об этих переменах сам Ли сказал:
- Я играл больше того, что я мог слышать. И мне стало гораздо легче, когда я, наконец, услышал то, что играю”.
С тех давних дней Конитц впитал множество элементов джаза, включая мощь и лиричность Колтрейна, узоры и напор “фри-джаза”, при этом всегда оставаясь самим собою”. Ли Конитц записал с добрую дюжину дисков-дуэтов. Это один из его любимых жанров. Дуэтом он играл с другом и так же учеником Ленни Тристано – тенор-саксофонистом Уорном Маршем. Среди его дуэтов: дуэли с Джо Хендерсоном, Риччи Камуча, Джимми Холлом, Реем Нэнсом, Элвином Джоунсом, Джимми Джюфри, Марсьялом Солалом, Карлом Бергером, Мишелем Петручиани, Харольдом Данко и Албертом Мангельсдорфом. Мне пришлось сократить полный список. Ли Конитц играл с Дейвом Брубеком и Энтони Брэкстоном, с Чарли Мингусом и Биллом Эвансом.
http://www.youtube.com/embed/gdsUElsPQEI
Играет он и нынче в свои 84 года. Три концерта состоятся в Копенгагене 18, 19 и 20 октября в джаз-клубе “Монмартр”.
Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 14 октября в 23:00 мск.
http://www.youtube.com/embed/zqA83c6GuLk
Бенни Картер – был его противоположностью. Меланхоличности Ходжеса он противопоставил ясность и воздушность.На примере кларнетиста и саксофониста Бенни Картера, одинаково успешного как на сцене, так и в роли композитора в Голливуде, мы видим переход кларнетистов в саксофонисты, чаще всего в альт-саксофонисты. В случае Сидней Беше – сакс это сопрано. Сопрано и напоминает кларнет; у него нет типичного для остальных саксофонов – колена. Свинг постепенно перевел кларнет в группу саксофонов. Бенни Гудмэн – исключение во всех смыслах. Но с би-бопом, хоть и в редких случаях, кларнет всё же вернулся в джаз. Достаточно примера Бадди де Франко.
К чему это вступление? Дело в том, что корифей джаза Ли Конитц родился 13 октября 1927 года в Чикаго. А его первым инструментом был кларнет, вторым – тенор-саксофон, любимым – альт-саксофон.
http://www.youtube.com/embed/HF9tzxj36rU
С 47 по 48 год Конитц играл у Клода Сорнхилла, с которым он записал, свои первые, как говорили, “стороны”. Он играл в Нью-Йорке в “Royal Roost” с Майлзом Дейвисом и участвовал в сеансах записи “Рождение Кула”. Это 49-50 гг. Параллельно он записал с Ленни Тристано диск “Интуиция”, который был, оглядываясь на историю джаза, первым диском того, что стало называться “свободным джазом”. Йоахим Берендт писал, что, цитирую: “…постепенно абстрактные, полные блеска и мерцания линии альт-саксофона Конитца стали более певучими, мягкими и конкретными. Об этих переменах сам Ли сказал:
- Я играл больше того, что я мог слышать. И мне стало гораздо легче, когда я, наконец, услышал то, что играю”.
С тех давних дней Конитц впитал множество элементов джаза, включая мощь и лиричность Колтрейна, узоры и напор “фри-джаза”, при этом всегда оставаясь самим собою”. Ли Конитц записал с добрую дюжину дисков-дуэтов. Это один из его любимых жанров. Дуэтом он играл с другом и так же учеником Ленни Тристано – тенор-саксофонистом Уорном Маршем. Среди его дуэтов: дуэли с Джо Хендерсоном, Риччи Камуча, Джимми Холлом, Реем Нэнсом, Элвином Джоунсом, Джимми Джюфри, Марсьялом Солалом, Карлом Бергером, Мишелем Петручиани, Харольдом Данко и Албертом Мангельсдорфом. Мне пришлось сократить полный список. Ли Конитц играл с Дейвом Брубеком и Энтони Брэкстоном, с Чарли Мингусом и Биллом Эвансом.
http://www.youtube.com/embed/gdsUElsPQEI
Играет он и нынче в свои 84 года. Три концерта состоятся в Копенгагене 18, 19 и 20 октября в джаз-клубе “Монмартр”.
Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 14 октября в 23:00 мск.