Масскульт на дорогах

Илья Мильштейн

Губернатор Санкт-Петербурга смотрит в корень: все главные наши беды – от бескультурья. Утрачен, как выражается Георгий Полтавченко, "петербургский культурный менталитет", и вот вам пожалуйста: по северной нашей Венеции едет премьер-министр, а люди, сидящие в автомобилях, "сигналят клаксонами" и даже "поднимают всякие пальцы".

Или другой пример. На выборах в Брянске наблюдатели от КПРФ обнаруживают "Мерседес", из которого незаконно выдаются открепительные удостоверения. Машина резко трогается с места, на капоте повисает наблюдатель Шандрик и каким-то чудом удерживается, не падая под колеса, покуда "Мерседес" проносит его на себе от гипермаркета до трассы. Причину инцидента мудро разъясняет замсекретаря генсовета "Единой России" Алексей Чеснаков. "Кое-где у нас еще встречается недостаток политической культуры", – сообщает он, комментируя покушение на убийство.

В общем, перефразируя классика, сверху донизу все – бескультурные, исключая разве что высшее начальство. Все какие-то невоспитанные, от самого шофера депутата брянского горсовета Корхова до простых петербуржцев. Опустившиеся, если цитировать того же Полтавченко, до "откровенного жлобства".

Возможны, конечно, и другие трактовки происходящего. Мол, посидишь полдня в пробках – еще и не такое покажешь проносящемуся мимо начальству. Известны же случаи, когда столичные автолюбители клаксонили не только Медведеву, но и самому Путину. Что же касается ДТП в Брянске, то вспыльчивый водила, покидая место происшествия, не бескультурье демонстрировал, а прямую ненависть к разоблачителям, помноженную на чувство безнаказанности.

Все эти объяснения никуда не годятся.

Ибо истинно культурный шофер депутата, даже раздавая открепительные в день выборов, в душе глубоко почитает процедуру всенародного волеизъявления и никогда не позволит себе такого грубо наезда на наблюдателей. Истинно культурный гражданин, застрявший в пробке, не станет подавать звуковые сигналы в городе, нарушая правила дорожного движения. Тем более не станет он поднимать палец или там руку, согнутую в локте, демонстрируя неуважение к законно избранной власти. Нет, истинно культурный человек будет тихо сидеть в своей машине и, покорствуя судьбе, провожать доброжелательным взглядом проносящийся мимо кортеж.
"А знаешь, почему я так поздно пришел? – скажет он, вернувшись домой, своей истинно культурной петербуржанке. – Вот ни за что не догадаешься!". "Ты видел Медведева?" – задохнется от счастья жена. "Самого не видел, – смутится честный муж, – но охранников некоторых разглядел. Как жалко, что он не каждый день навещает родной город, правда?". Такой культурный разговор чудится автору этих строк да и губернатору Полтавченко, вероятно.

Увы, грубая действительность перечеркивает эти мечты. И можно лишь посочувствовать высшему начальству, которому приходится передвигаться по улицам родных городов, затыкая уши и закрывая глаза, чтобы не слышать нестройных звуков и не видеть грубой жестикуляции. Единственные европейцы в России, они, президенты, премьеры, министры и губернаторы, обречены нести свой тяжкий крест посреди всеобщего жлобства и хамства. Носители элитарной культуры, они вынуждены чуть не каждодневно сталкиваться с масскультом и, стиснув зубы, смиряться и терпеть. Не станут же граждане начальники заниматься популизмом, как твердо заявил Путин, когда журналист заметил ему, что в некоторых странах первые лица сами соблюдают ПДД или пользуются вертолетами. Значит, будут вечно мучиться от нашего кромешного бескультурья. Какая безрадостная картина!