Божественные комедии в Петербурге

"Божественная комедия" в постановке театра "Мено Фортас"

В Петербурге проходит 22-й Международный фестиваль «Балтийский дом». В его программе – наиболее яркие работы ведущих европейских режиссеров.

Значительную часть фестивальный спектаклей уже успела посмотреть театральный критик, кандидат искусствоведения Марина Тимашева. Вот что, по ее мнению, достойно особого упоминания.

– Конечно, в первую очередь это спектакль Эймунтаса Някрошюса "Божественная комедия". Великий мастер со своим театром "Мено Фортас" привез 4,5-часовой спектакль по величайшему произведению Данте, но нужно сказать, что в его спектакле Данте воспринимается, пожалуй, иначе, чем когда читаешь его текст. Эймунтаса Някрошюса не так, кажется, волнуют путешествия по кругам ада или чистилище, не так волнуют теологические проблемы, а его, живого, чувственного, умного человека, более всего интересует история бесконечной любви главного героя поэмы Данте, то есть самого Данте, к его прекрасной Беатриче, которая выглядит в этом спектакле как просто маленькая девочка с туго завязанным хвостиком, с ямочками на щеках. В общем, это история вполне земной любви, которой не суждено было состояться. И это, пожалуй, главное и самое сильное, что есть в этом спектакле.

Сколько театров участвует в фестивале? По какому принципу их отбирали в этом году?

– Участников очень много, поскольку фестиваль так организован, что у него есть разные направления. С одной стороны, каждое утро идут показы всяких молодых режиссеров с их молодыми труппами, и это экспериментальные, условно говоря, программы. С другой стороны, есть, конечно, основной конкурс, и тут тоже две сцены задействованы – большая сцена театра "Балтийский дом" и маленькая сцена, и таким образом получается, что этих спектаклей в день можно посмотреть 3-4 подряд. И участвуют в этом очень мощные, на самом деле, фигуры. Например, спектакль "Невидимые миру слезы" по Чехову, а Чехова в программе очень много в этом году, этот спектакль привозит из городского Таллинского театра Эльмо Нюганен, которого москвичи хорошо знают – он играл роли в московских спектаклях и сам ставил спектакли в театре Ленком. Или, например, из Гамбурга знаменитейший европейский режиссер, фламандец по происхождению Люк Персеваль привозит два спектакля – "Отелло" и "Вишневый сад". И имя Оскараса Коршуноваса очень хорошо всем людям знакомо, ведь он один из ведущих режиссеров Литвы. В общем, здесь довольно много людей, на которых, безусловно, стоит обратить внимание. К примеру, я видела один спектакль мне не известного коллектива, он называется "Театр на улице Гертрудес", это рижская компания маленькая, называется спектакль "Легионеры". Два молодых актера разыгрывают исторический диспут о военном времени, когда в Швеции заседал парламент, который должен был принять решение о том, нужно ли экстрадировать в Советский Союз латышских легионеров. Зал принимает самое живое участие в этой дискуссии, то есть он может голосовать, как если бы он был шведским парламентом в 45-м году. Результаты, надо сказать, довольно неожиданные, потому что голоса разделились половина на половину. До сих пор многие люди считают, что не надо было, многие люди считают, что надо было. Но самое главное, что, в отличие от очень часто используемого в европейском театре приема интеллектуального диспута, когда люди сидят и все время думают, тяжело решают какие-то проблемы, здесь все сделано в очень легкой, изящной театральной форме, отчасти даже клоунады. И это крайне интересный опыт. То есть, оказывается, политическая дискуссия может быть сделана легко, весело, живо и очень театрально.

Вы не первый раз посещаете этот фестиваль, не первый год. Можете ли вы сформулировать, чем он отличается от других театральных фестивалей? Другими словами, есть ли у него сквозная тема?

– У него, конечно, нет сквозной темы, но у него есть сквозная география. Потому что в этом фестивале всегда принимают участие театры стран Балтии. Это не значит, что только они. Допустим, в этом году в фестивальной программе есть знаменитый итальянский театр Пиппо Дельбоно, очень часто бывают театры из Грузии, из Москвы, например, которая далека от Балтики, но в основном все же ставка делается на Литву, Латвию, Эстонию, Швецию, страны, которые в этом регионе расположены. Театр в этих странах очень силен и очень разнообразен, потому что всегда находился под влиянием очень разных культур. Допустим, латышский театр, конечно, в себе соединяет признаки театра немецкого и русского, литовский театр точно так же синтезирует лучшее, что было в польском театре, в русской психологической школе и так далее. И именно за счет этого у фестиваля есть своеобразное лицо. Кроме всего прочего, этот фестиваль так организован, что люди могут не уезжать сразу, немедленно, а они могут посмотреть спектакли своих друзей, своих коллег, новичков, которых они пока не знают. И из этого складывается для них самих какая-то картина, они могут сами обнаружить, что у них общего между собой и что сильно их отличает.

Как вы понимаете, Марина Тимашева имеет в виду не обычных зрителей, а людей театра. Нередко на фестивалях бывает, что они самые ущемленные, то есть не могут посмотреть полностью фестивальную программу привезли, отыграли спектакль и уехали. Еще и этим фестиваль "Балтийский дом" выгодно отличается от других