Ещё один человек – москвич Сергей Кривов – задержан по подозрению в участии в массовых беспорядках 6 мая на Болотной площади. 19 октября Басманный суд Москвы санкционировал его арест. Материалы дела другого обвиняемого – Михаила Косенко – уже переданы в суд. Следствие намерено требовать для него принудительного лечения, поскольку Косенко был признан невменяемым. Всего по так называемому «Болотному делу» обвиняемыми и подозреваемыми являются 18 человек.
Сергея Кривова, 51-летнего кандидата технических наук, подозревают в участии в массовых беспорядках, а также в применении насилия по отношению к сотрудникам полиции. По версии следователей, 6 мая на Болотной площади во время прорыва оцепления Кривов вырвал из рук полицейского резиновую дубинку и стал ею бить сотрудников правопорядка.
Вечером 18 октября оперативники провели обыск в квартире у Кривова и доставили его в изолятор временного содержания. Об этом Радио Свобода рассказал координатор проекта «Росузник», который обеспечивает юридическую защиту, в том числе и фигурантов «Болотного дела», Николай Королёв:
– О том, что Сергея Кривова задержали, стало известно от его товарищей. Через них мы встречались с родственниками, чтобы заключить соглашение о том, что «Росузник» будет его защищать. Мы отправили адвоката на Петровку 38, в ИВС – туда помещают всех задержанных по «Болотному делу». Юриста к нему не пустили, хотя это обычная практика – пускают лишь на следующий день. Обыск в квартире Кривова прошёл достаточно корректно, ничего не изъяли.
На официальном сайте Следственного комитета выложена видеозапись, на которой Сергей Кривов отталкивает сотрудника полиции. Член движения «Солидарность», Пётр Царьков, знакомый лично с задержанным активистом, полагает, что этой записи недостаточно для тех обвинений, которые следователи ему предъявляют:
– Я регулярно встречался с Сергеем Кривовым на различных политических акциях. Он – постоянный участник практически всех мероприятий, которые проводит «Солидарность», РПР-ПАРНАС. Он приходит на крупные оппозиционные митинги, неоднократно проводил одиночные пикеты. Но несмотря на свою активность, человек он тихий, скромный, интеллигентный, с ним приятно общаться – он образованный и начитанный. Для нас новость о том, что он мог оказать сопротивлении полиции, была неожиданной. Судя по кадрам, которые есть в Интернете, он лишь слегка толкнул полицейского. Я не видел кадров, где бы он выхватывал дубинку и оказывал сопротивление полиции. Следственный комитет должен предоставить в распоряжение общества именно эти кадры, потому что пока у нас складывается впечатление, что дело сфальсифицировано и всё это – провокация и акт устрашения, – полагает Пётр Царьков.
В заявлении Следственного комитета сказано, что его представители располагают неопровержимыми доказательствами причастности Кривова к событиям на Болотной площади.
Таким образом, фигурантами дела о массовых беспорядках 6 мая являются 18 человек. Большая часть их них находится под арестом, несколько активистов были отпущены под подписку о невыезде.
19 октября стало известно, что Генеральная прокуратура уже передала в Замоскворецкий суд Москвы дело одного из обвиняемых – Михаила Косенко, – которое было выделено в отдельное производство. Следователи намерены настаивать на принудительном лечении Косенко, поскольку экспертиза, проведённая специалистами института имени Сербского, признала его невменяемым. Согласно заключению экспертов, Косенко страдает психическим расстройством, и в момент совершения преступления не мог осознавать общественную опасность своих действий.
Адвокат Михаила Косенко, Валерий Шухардин, не согласен с позицией следствия и вот почему:
– Поставленный врачами диагноз вызывает сомнение. Он противоречит диагнозу, который был у Косенко на протяжении последних 12 лет. Мне как его защитнику не нравится, что его могут отправить на лечение в психиатрический стационар. Если это произойдёт, он будет в любом случае лишён свободы, но тут – на неопределённый срок. Это гораздо хуже, чем обвинительный приговор.
Валерий Шухардин добавил, что судебные заседания по делу Косенко, вероятнее всего, начнутся до 6 ноября. Именно в этот день истекает срок содержания активиста под стражей.
Недовольны экспертизой института имени Сербского и юристы фонда «Общественный вердикт», которые также представляют интересы Косенко. Директор этого фонда, Наталья Таубина, рассказывает почему:
– В экспертизе отсутствует упоминание методологии. Она проводилась более чем через месяц пребывания Михаила в СИЗО, при этом в течение этого периода, он не получал необходимую медицинскую помощь. Эксперты отказались отвечать на вопрос, насколько нахождение в СИЗО влияет на состояние здоровья, но при этом легко пришли к выводу, что Косенко опасен для общества и нуждается в принудительном лечении.
Михаил более 10 лет находится под наблюдением в психоневрологическом диспансере, и каждые две недели ходил к врачу. Никогда ни у кого не возникало необходимости лечить его в стационаре, тем более, принудительно. Они принимал лекарства, и этого было достаточно. Почему сейчас у Института им. Сербского есть убеждённость, что его нужно принудительно лечить, – большой вопрос. Эту экспертизу мы отдали на ознакомление в Независимую психиатрическую ассоциацию России, её специалисты тоже с большим сомнением отнеслись к изложенным в заключении выводам. Мы планируем добиваться нормальной экспертизы в рамках судебного разбирательства.
Наталья Таубина добавила, что юрист «Общественного вердикта» уже ходатайствовал о повторной экспертизе на этапе ознакомления с материалами дела, однако официального ответа на это прошение получено не было.
Ещё одно дело, которое выделено в отдельное производство и уже передано в суд – дело Максима Лузянина. Он, в отличие от всех остальных фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади, свою вину признал. Если суд вынесет Лузянину обвинительный приговор, то, по мнению нескольких адвокатов обвиняемых по Болотному делу, это позволит признать виновными и их подзащитных.
6 мая согласованный с властями «Марш Миллионов» завершился столкновениями с полицией. Около четырёхсот человек были задержаны.