Явился и повинился

Презумпция невиновности касается не только подозреваемых. Распространяется она и на следователей, прокуроров, и на официального представителя СК Владимира Маркина. Только это другая презумпция, которая в переводе с юридического на русский означает: «Не могут же они так врать!»

Официальная версия ареста Леонида Развозжаева – явка с повинной. Между тем известно, что он был задержан в Киеве, оттуда «на частном самолете», если верить неофициальным сведениям, доставлен в Москву, где и подписал, как утверждает Маркин, подробные признательные показания на десяти листах. И речь тут не о том даже, как следствие добывало эти драгоценные сведения. Главный вопрос звучит иначе: как оформлялась явка с повинной? Прямо в машине, куда сунули похищенного средь бела в столице Украины? В самолете? На частной квартире? В СИЗО «Лефортово»? И в чем, собственно, заключалась эта «явка»? Кто кому явился, короче говоря?

Все другие вопросы, возникающие по ходу развития сюжета, представляются второстепенными. Даже вопрос о пытках, хотя сам арестованный, выходя из здания суда, успел крикнуть журналистам: «Расскажите, что меня пытали! Двое суток меня пытали! Выкрали на Украине...» И если по поводу пыток мы еще можем сомневаться, помня о презумпции, то явка с повинной перечеркивает любые сомнения. Потому что, вопреки закону, оформлена задним числом. После похищения.

Все это чрезвычайно странно. Со стороны поглядеть, так спецслужбы провели по-своему блестящую операцию. Записали разговор людей, похожих на грузинского парламентария и активистов российского «Левого фронта». Успешно слили информацию всегда готовому Аркадию Мамонтову, и тот не подвел, постарался, как бы поточнее выразиться, на совесть. Грамотно арестовали Константина Лебедева, оставив в заложниках, а Сергея Удальцова, лидера ЛФ, пока отпустили под подписку. Потом добрались и до Развозжаева. И вдруг на последнем этапе спецоперации – такой прокол. Загадка.

И тут все, буквально все начинает сыпаться в этом деле. Вдруг выясняется, например, что запись беседы с таинственным грузином, которая датирована июнем, служит основанием для обвинений в организации майских беспорядков. Это, по словам Маркина, будто бы признал сам Развозжаев, чистосердечно каясь. Положим, заговорщики могли встречаться и раньше, но где же видеоролики, которые были бы так уместны в новой системе доказательств? Трудно было, что ли, их нарезать и пометить более корректными числами?.. Удивительные речи произносит и пресс-секретарь президента. Его спрашивают, обсуждалась ли на встрече Путина с Януковичем судьба явившегося с повинной, а он отвечает, что вообще не знает, кто такой Развозжаев. Все знают, а Песков не знает. Чудеса.

Демонстративность этих грубых нестыковок наводит на разные мысли. Власть играет ва-банк, стремясь довести оппозицию до белого каления и пересажать ее уже в алфавитном порядке. Власть пошла вразнос и не ведает, что творит. Власть проводит акцию устрашения, в рамках новейшей политики «сталинизм-лайт», имитируя полнейшую безнаказанность и надеясь таким образом закошмарить несогласных. А локальный террор, который она устроила «Левому фронту», является формой предупреждения всему обществу.

Кстати, в пользу последней версии говорит тот факт, что Леонида Развозжаева на несколько секунд вывели к журналистам и дали выкрикнуть ту фразу, что сотрясла Рунет. А прикремленному изданию LifeNews позволили, если не поручили бережно донести сценку до зрителей. Чтобы надолго врезалась в память. На этом фоне эксклюзив от Владимира Маркина выглядит особенно убедительно и достоверно, но с обратным знаком. Дескать, все так и есть: выкрали, пытаем, оформляем явку и признание и еще немножко шьем, хотя и белыми нитками, и нам все равно, что вы о нас подумаете. Потому как презумпцию невиновности никто не отменял.