Политолог Петр Мамрадзе: «Новая власть не окажется в тупике»

Петр Мамрадзе.

Грузинское экспертное сообщество в целом с энтузиазмом воспринимает процесс перехода власти в стране от Михаила Саакашвили к Бидзине Иванишвили. Как часто случается в таких случаях, многие шаги новой власти, похоже, совершаются по принципу «от противного». В частности, обсуждается перспектива возвращения парламента Грузии из Кутаиси, где построен огромный комплекс зданий для работы высшего республиканского органа представительной власти. Уже объявлено о замораживании строительства «города будущего» Лазика, самого крупного инвестиционного проекта времен Саакашвили.

Система коабитации, при которой президент и премьер-министр являются политическими противниками - будет сохраняться в Грузии около года. Не станет ли это тупиком для развития страны? На этот вопрос отвечает бывший депутат парламента Грузии, а ныне - директор тбилисского Института стратегии управления Петр Мамрадзе:

- Премьер-министр Бидзина Иванишили точно не окажется в тупике. А вот что касается Михаила Саакашвили, то его ситуация сложнее. Конституционные права президента он за собой сохраняет, но для блокирования деятельности Иванишвили использовать эти права не смеет, опасаясь народного гнева и международного порицания. Формально Саакашвили мог предложить на пост премьера не Иванишвили, а кого-то другого «из своих», однако политическое положение этого не позволяет. Сейчас, когда начнется расследование действий прежнего кабинета министров - новыми министерствами, новой прокуратурой, временной следственной комиссией парламента - многое тайное из жизни грузинской политики последних лет может стать явным. Каждый день известные в Грузии люди рассказывают, как сотрудники президента отнимали их бизнес, каким шантажом, угрозами действовали. Похоже, скоро мы увидим очень интересное развитие событий. Многие считают, что Саакашвили не сумеет остаться у власти в течение года, сколько ему положено по конституции.

- Известно, что после выборов произошла личная встреча Бидзины Иванишвили и Михаила Саакашвили. Каковы их отношения?

- Да, они встречались в силу политической необходимости. Что касается Саакашвили, то после встречи на него страшно было смотреть, на нем лица не было. Он тяжело переживает политическое поражение, еще и в силу склада характера.

- Остановлены некоторые крупные проекты, предпринятые после прихода к власти Михаила Саакашвили. Новая власть вроде бы собирается парламент перевозить обратно из Кутаиси в Тбилиси...

- Я это решение полностью поддерживаю. В скором времени парламент переедет в Тбилиси, я уверен, хотя для этого нужны изменения в конституции. Общественное мнение в Грузии - за то, чтобы парламент вернулся в Тбилиси. Саакашвили, как огня, боялся столицы, уповал на регионы, на перенос политической жизни из Тбилиси.

- Пару лет назад большинство граждан Грузии, как сообщалось, было за перенос парламента в Кутаиси. Там построили огромное здание, а здание бывшего парламента в Тбилиси, насколько я знаю, сейчас на ремонте, и переезжать-то парламенту некуда…

- Конечно, за неделю-другую этого не сделать, потому что прежде нужно внести изменения в конституцию. Но сейчас уже опросы социологов свободные, а не такие, какие были раньше, и они подтверждают новые намерения граждан. Восстановить в центре Тбилиси прекрасное здание старого парламента, которым любое государство могло бы гордиться, несложно.

- Если бы я был жителем Кутаиси, то не стал бы возражать против того, чтобы парламент переехал в мой город. Это же новый шанс для развития - зачем жителям Кутаиси отказываться от этого?

- 100 миллионов долларов потрачено на строительство парламентского комплекса в Кутаиси, причем с нарушением бюджетных правил, а это является экономическим преступлением. Городу от этого - практически ничего. Если бы малая толика гигантской суммы была потрачена на развитие малого бизнеса в Кутаиси, транспортной инфраструктуры, то стало бы понятно, что этот город - с большим потенциалом. Проект даже начинался неудачно - со взрыва памятника Героям Отечественной войны на глазах населения.

- Бидзина Иванишвили заявляет, что через полтора года сложит с себя полномочия премьер-министра и уйдет снова «в гражданский сектор». Как вы к этому относитесь?

- Это замечательно! Иванишвили - известный меценат, который три миллиарда долларов потратил на Грузию; он считает, что самое главное - как можно скорее развить и укрепить активный гражданский сектор, гражданское общество. И он прав - это основа основ. Если бы в стране существовало гражданское общество, свободные медиа, то ребята Саакашвили, которых наши западные друзья давно прозвали вредным детским садом, не сумели бы все это устроить. Постсоветское пространство есть постсоветское пространство - вот что самое главное. Я лично знаком с Иванишвили многие годы и могу сказать: он всегда относился к политической, государственной деятельности с большим скептицизмом.

- Вас не смущает, что в новом правительстве довольно много людей из ближнего окружения Иванишвили? И врач его, и адвокат его, бывший футболист Каха Каладзе возглавил Министерство энергетики...

- Я согласен, проблемы есть. Члены коалиции «Грузинская мечта» понимали, что в случае их поражения со стороны Саакашвили последует жестокая расправа, никто не думал о том, кто каким министром станет, какой портфель в правительства или в парламенте получит. Если бы об этом думали и обсуждали это, то, конечно, потерпели бы сокрушительное поражение. Когда коалиция состоит из шести политических партий, плюс непартийные люди из непосредственного окружения Иванишвили - приходится идти на компромиссы и считаться с тем, кому какие портфели необходимо дать. Вот и получается, что олимпийский чемпион по дзюдо комитет в парламенте возглавляет. Каладзе, кстати, зарекомендовал себя как успешный бизнесмен, он не просто футболист, так что посмотрим, как он поработает в министерстве.

- Семь-восемь лет назад экспертное сообщество Грузии было очаровано Михаилом Саакашвили, о нем говорили много хороших слов. Сейчас, мне кажется, экспертное сообщество очаровано премьер-министром Бидзиной Иванишвили. Вы не боитесь разочарований?

- Сам Иванишвили, конечно, не изменится. Ему 56 лет, и став миллиардером, этот человек не только не поддался обаянию денег, но не раз говорил, что в краткосрочной человеческой жизни главное - успеть сделать добро. И он это добро сделать успел. Другое дело, что, конечно, ожидания невероятные - и восемь лет назад, и сейчас. Опасность большая: когда люди увидят, что и через несколько месяцев не все смогут так жить, как в родном селе Иванишвили, в развитие которого он вложил большие средства, то наступит по крайней мере частичное разочарование.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым».