Бывший кинотеатр "Ударник" как музей, а не как казино


Историческое здание в центре Москвы, кинотеатр «Ударник», построенный в 30-е годы прошлого века архитектором Борисом Иофаном, начал действовать в новом качестве. Выставкой номинантов «Премии Кандинского» здесь открылся Музей современного российского искусства. Одновременно в обветшавшем памятнике конструктивизма ведется подготовка к реставрационным работам и реконструкции.

Учрежденная культурным фондом «Артхроника» «Премия Кандинского» все прошлые годы показывала работы номинантов в Центральном доме художника. Теперь у «Артхроники» есть собственное здание. В качестве кинотеатра «Ударник» уже давно перестал существовать. Вместо фильмов здесь крутилась рулетка казино. О том, как приспособили убранство игрового заведения к выставке современного искусства, рассказывает автор экспозиции, член экспертного совета Премии Кандинского Кирилл Светляков:

– Я очень рад, что мне представилась возможность поработать в "Ударнике" после многих лет анабиоза, в котором он пребывал. И можно сказать, что темой экспозиции стало превращение кинотеатра сначала в казино, а затем в музей. Внешний облик кинотеатра – это модернистская и прогрессивная архитектура, где все устремленная в будущее. А казино как явление предлагает отмену времени как такового. Таким образом, у "Ударника" как кинотеатра было свое время и у казино не было времени. Сейчас же мы запускаем какое-то новое время. Пока мы оставили разные напластования. Есть слои казино, это, можно сказать, такой постмодернистский кич. Например, замечательная раскрашенная колонна и ковры - это образцы симуляции роскоши. При этом мы уже раскрыли и часть исторически подлинных слоев 30-х годов. Вот в таких зонах и рождается сейчас новый музей. Такое наложение культурных и временных слоев подсказало расположение экспонатов. Экспозиция охватывает все 4 уровня, 4 этажа здания. Есть подземный зал. Это пространство "Крипта". Есть место, которое мы назвали "Зал ожидания", есть кинозал, который находится над нами, и есть галереи – это галерея кинозала и боковые коридоры. Все это вы сможете увидеть, путешествуя по "Ударнику". Это очень сложно организованное пространство.

О планах переустройства «Ударника» и его истории сообщает глава фонда «Артхроника» Шалва Бреус.

– С 1931 года, с самого момента открытия "Ударника", этот кинотеатр стал центром культурной жизни Москвы. Здесь показывали великие фильмы и выступали великие режиссеры. Перед сеансами в фойе пели звезды советской эстрады. Между прочим, кинотеатр продолжал работать даже во время Великой Отечественной войны, но в 90-е годы он был вычеркнут из художественной жизни нашего города. Сегодня наконец музы возвращаются в "Ударник".

У нас было два варианта действий – держать "Ударник" закрытым и через 2-3 года представить его всем отреставрированным и обустроенным и перерезать ленточку. Но мы подумали, что здание слишком долгое время было закрыто для всех нас, и решили: пока будет идти предварительная подготовка к реконструкции – выбор архитектурного бюро, выбор строительной компании и так далее, это большая подготовительная работа, вот все это время "Ударник" будет работать. Потом он закроется на реконструкцию, надеемся, ненадолго, но весь следующий год "Ударник" будет работать как музей.

Хочу заверить, что здание не будет реконструироваться в полном, глобальном смысле этого слова. Это памятник архитектуры, и это тот редкий случай, когда цели Архнадзора и владельцев здания полностью совпадают. То есть в наших интересах сохранить "Ударник" как памятник архитектуры. Он идеально приспособлен для наших целей. Здесь четыре входа - два с фасада здания, и два по бокам. С каждого входа можно независимо попадать в любой зал, не пересекаясь с другими людскими потоками. Таким образом, здесь одновременно может работать как минимум 3 выставки. Поэтому задача архитектора в основном будет - открыть здание в прежнем виде и привести его в современное состояние, приспособить для музея. Инженерные задачи будут очень сложные, это в первую очередь климат-контроль и другие необходимые для современного музея системы.

В феврале мы выбираем архитектора, он начинает работать, и я думаю, что к сентябрю-октябрю следующего года мы выйдем на тендер по выбору строительной компании. Таким образом, весь следующий год "Ударник" будет работать. На втором этаже с его кинозалом и знаменитым 16-метровым куполом будет зал-трансформер. В первую очередь это помещение предполагается предназначить для выставочной деятельности, но мы также оставляем возможность между выставками, когда открываются естественные пустоты между закрытием одной выставки и открытием другой, предоставлять зал для наших культурных программ, синтетических. Например, мы обсуждали это с режиссером Питером Гринуэем, он очень заинтересован в показе ретроспективы его фильмов. Таким образом, когда идет демонтаж выставки, устанавливаются стулья, и пять дней это может быть – ретроспектива, авангардный театр–до следующей выставки. Потом все демонтируется, и опять профильная выставочная деятельность. В этом нет ничего нового. Вспомним тот же стокгольмский Музей современного искусства - там есть кинозал, и артхаусное кино они всегда показывают. Там выступают поэты, тот же Иосиф Бродский любил очень этот Музей современного искусства, любил читать там свои стихи, - рассказал Шалва Бреус.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" чяитайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"