Пригов как украшение Эрмитажа

Открытие выставки Дмитрия Александровича Пригова в Государственном Эрмитаже

6 ноября в Санкт-Петербурге в помещении Главного штаба Эрмитажа открылся Зал Дмитрия Александровича Пригова – одна из первых постоянных экспозиций современного искусства в музее.

Залом Дмитрия Александровича Пригова продолжается проект «Комната художника в Главном штабе» по созданию залов современных художников в новых выставочных помещениях Эрмитажа. Помимо постоянных экспозиций, на той же площадке будут проходить и временные выставки в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Этот проект по показу и коллекционированию произведений современного искусства начался в 2007 году по инициативе дирекции Эрмитажа. В 2009 году в Эрмитаже появился Сектор современного искусства, в 2012 году превратившийся в Отдел современного искусства.

Один из основателей московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов (05.11.1940 – 16.07.2007) известен не только как поэт, написавший тридцать пять тысяч стихотворений, четыре романа, статьи о современном искусстве и литературе, но и как автор графических работ, коллажей, объектов, инсталляций, перформансов. В Эрмитаже хранится около 400 его работ, подаренных наследниками – рисунки, объекты, инсталляции; по словам художественного критика, куратора, научного сотрудника Отдела новейших течений Государственного Русского музея Олеси Туркиной, по масштабу этот дар сравним с наследством, оставленным Русскому Музею Павлом Филоновым: «Эрмитаж пересматривает свою коллекцию через произведения современного художника, через Пригова – он как бы наводит новую оптику, – считает Туркина. – Как известно, Пригов – основатель концептуализма, близкого современному западному искусству. Впервые со времен русского авангарда русские художники занимались тем же, чем и их западные коллеги – несмотря на железный занавес».

Критик подчеркивает, что концептуализм, появившийся в 70-е годы в СССР, стал одним из брендов русского искусства на Западе – как русская икона или русский авангард, и сейчас он переосмысляется вновь: художников-концептуалистов выставляют на Венецианской биеннале, в крупнейших музеях мира.

Наряду с другими работами Дмитрия Александровича Пригова в его экспозиции представлены рисунки фантомных инсталляций, графические работы, выполненные на газете – от «Правды» до «Коммерсанта». «Подхватив газету как материал, он стал создавать на ней сложные символические работы. Там есть рисунки из серии “Бестиарий” – тщательно сделанные, представляющие его современников, известных поэтов, художников», – рассказывает Туркина. «Квадратные листы “Бестиария” действительно очень прихотливо и изящно выполнены, это тем более удивительно, что они соседствуют с инсталляциями – например, с рядом пустых белых стульев, над которыми написано: “Леонардо”, “Малевич”, “Рембрандт” – или знаменитыми приговскими банками с надписями. Пригов – разный, неуловимый», – говорит искусствовед Александр Боровский.

«То он был зануда, европейский профессор, которых он любил как друзей и над которыми любил поиздеваться. То он был хулиганом сродни ребятам из группы “Война”, которые в конце его последнего перформанса хотели нести его в шкафу по этажам многоэтажного дома, читая его стихи. Он не вписывается в модель “предметы исследования университета штата Огайо”, он обожал быть каким-нибудь “профессором Игорем Смирновым” – и тут же показывал фигу и смеялся. “Профессор, снимите очки-велосипед!” – это про него. О Пригове трудно говорить без его персонажности, но когда ушла его порода, его игра, его акустика, его драйв – это с трудом поддается фиксированию. Сейчас происходит слет его друзей, исследователей, а Пригова-то нет – такая щемящая нота. Я люблю его многоплановые рисунки – такие, как сейчас его вдова подарила музею».

По мнению Александра Боровского, трудно сказать, что именно остается после смерти от современных художников, поскольку многие из них не равны картинке на стене музея. В первую очередь можно сказать это о Дмитрии Александровиче Пригове. Параллельно с выставкой в Петербурге открылся фестиваль «Дни Дмитрия Александровича Пригова в Эрмитаже» – поэтические чтения, перформансы, концерты, и в числе прочего – премьера оперы композитора Владимира Раннева «Два акта» на либретто Д.А.Пригова в исполнении берлинского ансамбля «Mosaik». В Лектории Главного штаба в те же дни проходит научная конференция «IV Приговские чтения», тема этого года – «Д.А.Пригов: слово – образ – перформанс».

Этот и другие важнеы материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"