Нефтетрейдер на престоле св. Августина, пиво в Белом доме и другие ссылки 12 ноября

Памятный камень на месте отплытия философских пароходов

До этого в блоге:

Алкогольное.
О единстве религии и государства.
Еврейские музеи.
Стоило ли главе ЦРУ подавать в отставку?
Философский пароход


Видеообзор пухлой прессы выходных с Кириллом Кобриным, который делает на эту тему специальный подкаст.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Беседа о пухлой британской прессе



Философский пароход

Я многие годы прожила в Петербурге рядом с местом, где стоит этот камень (см. фотографию в заголовке).

Николай Бердяев, один из пассажиров

Недалеко оттуда, на 8 линии ВО, жил один из пассажиров парохода, «великий социолог» Питирим Сорокин. Он, как я помню со студенческих лет, выступал против классовой теории Маркса на том основании, что спортсмены и священники – это тоже класс. Не менее бессмысленных цитат из Бердяева готова привести сколько угодно. Иван Ильин, религиозный переиначиватель Гегеля, закончил совсем уж неприлично – недаром именно его сурково-путины избрали на роль главного мыслителя земли русской.

В общем, про пароход у нас сегодня была публикация, в которой доктор исторических наук Фирсов говорит: «То, что произошло, было злом, но это зло спасло для нас многих ярких представителей русской национальной мысли».

Истины ради отмечу, что у мысли не бывает национальности и что если в России и был в тот момент философ, то его звали Густав Шпет, и на пароход он не попал, а успешно работал в Москве – до высылки в Томск и последующего расстрела там.
Значимость этого парохода значительно преувеличена. Но когда есть неуемное восхищение на пустом месте, обязательно появляется и снижающая традиция. В данном случае она представлена петербургской писательницей Марусей Климовой:

Я бы с удовольствием написала сценарий к фильму (естественно, в высшей степени пафосному и гуманистическому!), посвященному этому яркому историческому событию, в котором был бы, к примеру, такой эпизод: красноармеец долго и мучительно тянет вверх по трапу корабля упирающегося Бердяева, ухватив его за вывалившийся изо рта язык…

Отсюда (Либрусек, кстати, прекрасно работает)


Стоило ли главе ЦРУ подавать в отставку?

В Америке активно обсуждают отставку главы ЦРУ Дэвида Петреуса. О ней стало известно еще в пятницу, в качестве причины он сам сослался на внебрачную связь. Довольно быстро выяснилось, что героиней романа была Пола Бродуэлл.

Петреус и Бродуэлл

Бродуэлл – сама выпускница военной академии в Вест Пойнте, писала сначала диссертацию о военной стратегии генерала, а потом его биографию. А вопросы задавала во время утренней пробежки. Ну и любовь.

Slate приводит версию, что Бродуэлл до того влюбилась, что стала ревновать Петреуса к другой женщине. Отправляла ей письма с угрозами. Все пишут о возможных утечках и проблемах с безопасностью. Никто, кроме блогера Guardian Майкла Вольфа, не задает очевидного вопроса: «Ну и что?» В общем, да, изменять жене не хорошо, но кто этого не делал? Какое отношение имеет супружеская измена к профессиональным обязанностям Петреуса? Вот версия Вольфа:

Это ханжество, доведенное до абсурда. В конце концов, кому какое дело, кто с кем спит? У нас только что прошли выборы, суть которых состояла в том, что религиозные фанатики, моралисты и рьяные защитники семейных ценностей потерпели поражение. Мы их сдержали. Жизнью в этой стране теперь заправляет молодое многообразие. Бог мой, он изменил жене! Ну и что?
Но никто так не говорит. Никто. Это означает, что у нас все еще остаются сомнения касательно того, как устроено общественное мнение. И вот New York Post выходит со скабрезным заголовком – сегодня он направлен против Петреуса, а завтра может обратиться на любого из нас. И защищать неверность по-прежнему неловко. Особенно когда сам ты женат.



Еврейские музеи

В еврейском музее в Москве

8 ноября в Москве президент Израиля открыл Российский еврейский музей толерантности. Музей не библеистики и не иудаики, не сионистский и не холокоста. Григорию Ревзину ходить по нему было скучно, потому что он все это и так знает, но вывод как будто для еврея обнадеживающий:

Пока ходишь по экспозиции, понимаешь, что это надо просто принять. Вот эту версию жизни евреев, которая не совпадает ни с одной другой. Все началось не в земле Ханаанской, а в местечке где-то между Киевом и Вильнюсом. Кто-то отправился в Нью-Йорк, кто-то в Яффу, а вот это про тех, кто остался здесь. С израильской точки зрения, не совсем то, что надо, с религиозной — предательство, с антисемитской — за гранью добра и зла, просто с русской — пожалуй что неприятно, но так вышло. Такая память. Это место, где тебе предъявляют твою память и предлагают с ней жить. И это просто чудо, что сегодня в центре Москвы удалось открыть такой музей. Знаете, в сегодняшней России много что не очень. Но совершенно очевидно, что в ней больше нет государственного антисемитизма. Это теперь музейное дело.

Совсем недавно огромный духовно-культурный центр открыли в Днепропетровске – у нас был об этом материал:

Общая площадь “Меноры” превышает сорок две тысячи квадратных метров. Самая высокая - центральная 22-этажная башня (ее высота 77 метров), каждая последующая - на 5 этажей ниже. Внутри комплекса - кошерные рестораны, магазины, офисы, школы, гостиница, помещения для конференций и семинаров. Также здесь расположился один из крупнейших в мире музеев, посвященных истории Холокоста на Украине. Музей одновременно является и исследовательским центром, где будут работать ученые из разных стран.

Думаю, это значит только одно: связка евреи-Европа перестала быть болезненной. Здесь нет больше еврейского вопроса. Зато он остается в другом месте и в другом качестве. В New York Review of Books – интересный материал о сети тоннелей, соединяющих Египет и Газу. Тоже своего рода музей.


О единстве религии и государства


Джастин Уэлби, новый архиепископ Кентерберийский

В Британии все выходные обсуждали назначение нового архиепископа Кентерберийского. Им стал Джастин Уэлби, выпускник Итона и Кембриджа, бывший епископ Дарема. Самое интересное в Уэлби – его доцерковная биография. Словами блогера Guardian Стивена Бейтса:

В восьмидесятые годы Уэлби работал нефтетрейдером, затем узрел свет истинный, отказался от зарплаты в сто тысяч фунтов и пошел учиться на священника. Это значит, что он кое-что понимает в современном святом граале: в деньгах и в Сити, которые для многих в церкви являются настоящим таинством и предметом искреннего поклонения.

В Independent – здравый взгляд на вещи (статья Джоан Смит):

Не могу понять, почему меня должно интересовать, что думает новый архиепископ Кентерберийский об однополых браках, и почему ему предоставлено право голоса по этому вопросу, если соответствующий законопроект будет рассматриваться в парламенте. Подозреваю, что чрезмерная чувствительность церковных иерархов объясняется как раз тем, что они понимают, что обладают множеством совершенно неоправданных привилегий. В современной демократии религия не должна оставаться частью государственного аппарата, не должна играть сколь-нибудь заметной роли в публичных церемониях и пользоваться правом беспрепятственного доступа к премьер-министру и монарху.

Это что касается Британии, где главой англиканской церкви официально является монарх. А вот о России, где церковь официально отделена от государства. Владимир Иткин (он живет в Новосибирске) прочитал местный школьный учебник по «Основам православной культуры»:

В книге не оказалось ни строки о том, что такое Евангелие, кто такой Иисус Христос. Хоть я и совсем не христианин, за Иисуса стало как-то обидно. Видимо, таким образом авторы решили не навязывать религиозные представления детям, однако получилось наоборот. О сути религии в учебники не сказано ничего, зато слова «Бог», «Крещение», «Троица» и разнообразные чудеса встречаются постоянно — то есть, получается, их четвероклассник должен понимать a priori. И, наконец, частотный анализ имен, упомянутых в учебнике, дает право с полным основанием утверждать, что главным героем православной культуры является никакой не Христос, а мудрый академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, щедро сыплющий глубокомысленными афоризмами «Выбирай достойное, а не легкое!», «Будем любить свой народ, свой город, свою семью!»


Алкогольное

Барак Обама с пивом

Азиатский блог Banyan на сайте Economist обращает внимание, что в последнее время пишет исключительно об алкоголе: проблеме пьяного вождения в Катманду и в Индонезии (здесь крепкие напитки свободно продаются, но при этом нет никаких ограничений по содержанию алкоголя в крови водителей), о попытках вернуться к запрету алкоголя в Индии. Выясняется, что за этим потоком материалов стоит не сублимированное желание авторов выпить, а реалии:

Азия – регион с наибольшим потенциальным ростом для глобальных алкогольных компаний. Во-первых, местные экономики демонстрируют быстрый рост, что способствует появлению новых поколений потребителей, склонных пить импортный алкоголь, а не местные напитки, то есть, попросту говоря, самогон. Во-вторых, по данным Всемирной организации здравоохранения, Азия до сих пор отстает от Европы и Северной Америке по потреблению алкоголя на душу населения. В Китае, например, несмотря на быстрый рост, этот показатель до сих пор составляет всего 6 литров чистого алкоголя на человека в год – это половина того, что потребляется в Великобритании и других богатых странах. В отдельных регионах Азии рост ограничен культурными и религиозными запретами, однако потенциал остается огромным.

Понятен интерес глобальных алкогольных гигантов к Азии. Но за Америкой тоже надо следить. На сайте The Morning News – отличный текст Клэя Райзена о том, как Обама ломает устоявшуюся культуру алкогольного потребления в Белом Доме, открыто предпочитая пиво виски.