Париж как тоска по золотым куполам

Вот так мог бы выглядеть центр Парижа. Но - не будет.

Строительство «русского собора» в центре Парижа отложено. Российская сторона намерена теперь дорабатывать проект храма, который должен был украсить собой берег Сены. Прежний проект неоднократно и очень резко критиковал мэр Парижа Бертран Деланое.

«Посредственной стилизацией, сработанной на скорую руку» проект православного храма на набережной Бранли мэр французской столицы Бертран Деланое назвал еще минувшей зимой. По его мнению, православный китч ни к лицу набережным Сены, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К тому же здание испортило бы перспективу Эйфелевой башни.
Проект выглядит приблизительно так: храм с пятью золотыми куполами, один из которых высотой 27 метров. Здание покрыто волнистым стеклянный куполом, символизирующим покров Богородицы. Авторы проекта – испанский архитектор Мануэль Нуньес и российское агентство «Арх груп». Посольство России в Париже представило проект французской публике в 2011 году. Стоимость проекта оценивалась в 34,5 миллиона евро. Для реализации проекта выбрали французскую строительную кампания Bouygues. Вот мнение о проекте православного храма главного редактора архитектурного журнала «Д'Аршитектюр» Эммануэля Кая:

- Этот квартал Парижа разнороден, в нем соседствуют постройки разных стилей, поэтому туда могут вписаться и вполне современные здания. Смущает проекте то, что это - некое смешение старинного и современного. Причем эти две составляющие наложены одна на другую. На клише старинной церкви наложили новую «вуаль». К стилизованной православной церкви «прилепили» стереотип современности. Важно помнить, что речь идет о набережной Сены. Иногда об этом забывают, ведь в основном нам показывают, как здание будет выглядеть сверху. А у Сены есть «фасад». Как он будет выглядеть фасад? То, что проект храма впишется в эту панораму, вызывает большие сомнения.

В минувшую среду российская сторона сообщила: она попросила французские власти приостановить рассмотрение заявки на строительство храма и культурного центра по проекту Мануэля Нуньеса. Если бы Россия заявку не отозвала, то французские власти должны были бы вынести решение о реализации проекта 29 ноября. Как говорится в заявлении управления делами президента России, проект должен пройти доработку для того, чтобы «гармонично вписаться в уникальный архитектурный ландшафт».

Кроме эстетического вопроса, есть в истории с православным храмом и политическая составляющая. Как пишет газета «Фигаро», эпопея с проектом русской церкви на набережной Бранли началась в 2007 году, когда Николя Саркози, желая укрепить сотрудничество Россией и Францией, дал добро на строительство духовно-культурного православного центра в Париже. «Фигаро» напоминает, что во французской столице на улице Дарю уже есть большая русская православная церковь – собор Александра Невского. Однако она подчиняется не Москве, а Константинопольскому Патриархату. В 2010 году Париж продал Москве предназначенное на снос здание, в котором располагалась метеослужбы Франции; на этом месте и должен был быть построен духовно-культурный православный центр. России покупка обошлась в 70 миллионов евро.

Полгода назад во Франции сменилась власть: социалисты и новый президент Франсуа Олланд прислушались к словам своего однопартийца мэра Парижа Бертрана Деланое. И хотя дипломатический скандал с Россией Олланду не нужен, пишет «Фигаро», для нового президента это прекрасная возможность продемонстрировать: он вовсе не преемник Николя Саркози, он проводит другую политику.

Решение российской стороны пересмотреть проект – это компромисс, к которому стороны пришли после после двух совещаний в Елисейском дворце и в Министерстве культуры Франции в начале ноября. По информации французской прессы, над новым проектом православного храма будет работать французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Жан-Мишель Вильмотт в России известен тем, что реконструировал набережную в Волгограде. Он также участвует в разработке проекта «Большая Москва».


Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"