Права ветеранов Великой Отечественной войны и их наследников

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Марьяна Торочешникова: В студии - эксперт Независимого экспертно-правового совета, кандидат юридических наук Алексей Голощапов. На телефонной связи с нами - консультант Единого центра оказания квалифицированной юридической помощи из Подольска Георгий Чабанов.
Говорить мы сегодня будем вот о чем. Для этого придется вернуться назад, к одному из выпусков передачи "Человек имеет право", в нем я рассказывала о проблеме, с которой столкнулись ветераны и их родственники. Речь идет о получении жилья. Еще в 2005 году в России вышел закон, по которому ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам обещали выдать благоустроенное жилье или выплатить равноценную компенсацию. Почти заканчивается 2012 год, а многие ждут обещанного по сей день. Многие люди умерли. В майской передаче мы говорили о том, что если ветеран получил документы на жилье, но не получил квартиру, ее могут получить по наследству ближайшие родственники, адвокаты даже привели алгоритм, по которому следует действовать наследникам в подобных случаях. После той программы не меня обрушился буквально шквал звонков и писем. Оказывается, во многих российских регионах чиновники, а вслед за ними и суды отказываются признавать сертификаты на жилье для ветеранов или выделенные вместо них компенсации частью наследства. Например, в Ульяновской области ежегодно фиксируется 2-3 случая, когда престарелые ветеран войны или его вдова, получив законное право на социальную выплату для приобретения жилья, умирает, не дождавшись перечисления денег, а наследники на эту сумму претендовать не могут, потому что, по областному закону, денежный сертификат - именной, и на этом основании суды, рассматривая иски о признании права на наследование этой суммы, встают на сторону чиновников.
Вот об одном таком случае расскажет корреспондент Радио Свобода в Ульяновске Сергей Гогин.

Сергей Гогин: Вдова ветерана Великой Отечественной войны Анна Забавнина ушла из жизни в июле 2010 года, за 4 дня до вручения сертификата на 806 тысяч рублей для приобретения жилья. Последние три года женщина не вставала с постели, на ней ухаживал сын Юрий, с которым она была прописана в комнате гостиничного типа площадью 9 квадратных метров. Государство признало за вдовой ветерана право на улучшение жилищных условий и на социальную выплату. Соцзащита торопила Забавниных, чтобы они подыскивали квартиру, потому что, по областному закону, деньги перечисляются продавцу квартиры после заключения купли-продажи и регистрации недвижимости. Нашлась однокомнатная квартира, семья отдала продавцу задаток в 100 тысяч рублей. При условии продажи комнаты денег на квартиру хватало, хотя пришлось бы перезанимать около полумиллиона. Всеми документами занимался Юрий Забавнин по генеральной доверенности от матери. Он же и получил денежный сертификат после ее смерти в полной уверенности, что имеет право на эту сумму как наследник. Но он ошибался.
Говорит ведущий консультант Министерства труда и социального развития Ульяновской области Лариса Наумова.

Лариса Наумова: Наше законодательство, 138-е постановление правительства Ульяновской области, в нем прописано, что свидетель наследственным правом не обладает. Эта мера социальной поддержки предусматривает именно участникам войны, ветеранам войны, вдовам участников и инвалидов, ветераном Великой Отечественной войны, но никак не их детям. То есть если мы берем ситуацию Забавниных, насколько я знаю, там сын этой бабушки, он вполне здоровый мужчина, на иждивении он у нее не находился, и не инвалид с детства, слава богу. Это именное свидетельство, в котором прописываются ее паспортные данные, ее фамилия, имя, отчество, и в ее собственность приобретается, соответственно, жилье. Даже выписав свидетельство и выдав его на руки, она умирает - каким образом она может воспользоваться?

Сергей Гогин: Галина Семенова, супруга Юрия Забавнина, говорит, что чиновники опоздали с вручением сертификата, потому что хотели устроить шоу под телекамеры с участием целой группы ветеранов.

Галина Семенова: Проволочка получилась. Человек был жив, а пока мы ждали вот этого вручения, человека не стало. И это не у нас одних. И когда мы пошли в соцзащиту, нас, во-первых, оскорбили очень: "Какое вы имело право получать это свидетельство? Вы нам не сообщили о смерти!" Извините, если мы уже начали оформление, мы так и посчитали, что это положено нам как наследникам. Но нас поставили в такое положение: "Бабка умерла, а вы что-то еще хотите!" - дословно. Мы повернулись и ушли. Но ведь если бы они все это вовремя сделали, так и человек был бы жив. А тогда был очень жаркое лето, духота. Может быть, человек и дольше был бы жив, если бы было все сделано вовремя.

Сергей Гогин: Юрий Забавнин обратился в Ленинский районный суд Ульяновска, требуя признать за собой право на социальную выплату в порядке наследования. Суд отказал ему на том основании, что денежный сертификат является именным документом и не может переходить от одного лица к другому. Суд сослался на 1112-ю статью Гражданского кодекса, которая не включает в состав наследства имущественные права, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Суд решил, что имущественное право у истца не возникло, потому что сертификат не был реализован, и выплата по нему не производилась. Кассационная инстанция - областной суд - оставила это решение в силе. Кстати, юристы, комментирующие Гражданский кодекс, считают формулировку о неразрывной связи права с личностью расплывчатой и крайне неудачной.
Директор Департамента методологии и организации социальных выплат и жилищных субсидий Министерства труда и соцразвития Александр Адонин говорит, что в сложных случаях, подобных этому, министерство рекомендует гражданам обращаться в суд и затем ориентируется на решение судов.

Александр Адонин: Возникает ситуация, которая не регламентирована никаких нормативным актом, - в этом случае мы сами предлагаем: сходите в суд. Мы даже там возражений высказывать не будем. У нас таких случаев, к сожалению, очень много. Закон несовершенен. Когда приходит проверяющий ревизор и спрашивает: на каком основании вы выплатили ту или иную мер соцподдержки? - мы говорим: вот вам решение суда, мы, как орган госвласти, обязаны его выполнить. Обычно суды, когда неоднозначная картина возникает, правовая, поддерживают физическое лицо. Если в данном случае суд не поддержал физическое лицо, то, видимо, однозначно трактовалось, что они не могут наследовать.

Сергей Гогин: Галина Семенова говорит, что не только министерство советовалось с судом, но и суд с министерством.

Галина Семенова: Мы даже писали отвод судье, потому что мы не доверяли. Потому что судья сначала позвонил в соцзащиту, а потом решал вопрос.

Сергей Гогин: Откуда это известно?

Галина Семенова: Известно, потому что она звонила при моем адвокате.

Сергей Гогин: Адвокат Нина Степанова этот факт отрицает.

Нина Степанова: Я не знаю, это не так было, я такого Галине Ивановне не говорила.

Сергей Гогин: Галине Семеновой пришлось освоить компьютер, знакомые в шутку окрестили ее хакером, чтобы писать обращения к власти, в социальную адвокатуру, переписываться с единомышленниками по всей стране, изучать судебную практику в других регионах.

Галина Семенова: Такие же случаи, как у нас. И просто суд, даже районный суд города, присудил: внести в наследство вот эту социальную выплату. Я нашла несколько судов в нескольких городах. Тогда непонятно, почему одним можно, а другим нельзя. Сам президент Медведев говорил, что не против, если будут наследоваться эти деньги. Он сам говорил в Сколково. Значит, получается, наши ветераны - второго сорта?

Сергей Гогин: Скорее, второго сорта ульяновские наследники. Дело в том, что в разных регионах применяют разный механизм социальной выплаты на жилье. В Самарской области порядок таков, что в случае смерти гражданина социальная выплата передается, в соответствии с Гражданским кодексом, его семье. А в Краснодарском крае и Костромской области она перечисляется непосредственно получателю социальной выплаты на его расчетный счет, поэтому наследуется. В этих регионах и законодатель, и суды опираются на принцип эластичности наследственного права и включают социальную выплату в наследственный массив, трактуя статью 112 Гражданского кодекса в пользу наследников. В Ульяновской области придумали максимально отсрочить момент выплаты и привязать ее к личности получателя.