Леонид Развозжаев, "Марш Свободы" и "честные выборы"

Акция 5 декабря 2011 года в центре Москве, с которой и началась протестная активность

Следователи возбудили ещё одно уголовное дело в отношении Леонида Развозжаева. Теперь его обвиняют в том, что он незаконно пересёк российско-украинскую границу – купил билет по паспорту брата, тем самым, «желая ввести в заблуждение правоохранительные органы» - как выразился официальный представитель СК Владимир Маркин.Это дело уже третье по счёту в отношении Леонида Развозжаева. Сначала, посмотрев фильм «Анатомия протеста-2», следователи предъявили ему обвинения в организации массовых беспорядков, затем – вспомнили о деле 15-летней давности: Развозжаева обвиняли в разбое и похищении 500 меховых шапок.

4 декабря срок давности дела о «шапках» истекает и, по идее, о нём должны забыть, надеется адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский. Новое уголовное дело он воспринимает как своеобразную игру, попытку власти «сравнять счёт». «ЕСПЧ отреагировал на дело Леонида Развозжаева», – говорит Аграновский, – «в качестве ответа появляется третье уголовное дело». Защита Леонида Развозжаева жаловалась в Европейский суд на незаконность содержания под стражей активиста «Левого фронта», суд принял к рассмотрению заявление всего через два дня после обращения адвокатов.

Изучив «Анатомию протеста -2», следователи намерены привлечь к ответственности не только Леонида Развозжаева, но и его соратников. В организации массовых беспорядков подозревают также активиста «Левого фронта» Константина Лебедева и координатора этого движения Сергея Удальцова. Последний, в отличие от Лебедева и Развозжаева, не арестован, с него взяли подписку о невыезде.

Потребовать прекратить это уголовное дело, как и некоторые другие (дело Болотной, Pussy Riot), гражданские активисты собираются 15 декабря. В этот день они собираются пройти по Москве «Маршем Свободы», требуя, среди прочего, освободить политических заключённых. Столичная мэрия пока не дала добро на это шествие. По словам Надежды Митюшкиной, которая была одним из постоянных заявителей прошлогодних массовых акций, но из-за нового закона о митингах больше не может подавать заявки, представители мэрии могут в любой момент в течение трёх рабочих дней с момента подачи заявки позвонить любому из заявителей и вызвать в мэрию обсуждать акцию. Пока этого не произошло. Заявку на «Марш Свободы» активисты, среди которых член «Солидарности» Пётр Царьков, политик Геннадий Гудков, учёный Михаил Гельфанд, лидер русских националистов Владимир Тор, подали 30 ноября. Мэрия должна ответить со дня на день. Организаторы шествия хотят завершить его на Лубянской площади – из-за недвусмысленных ассоциаций с 37-м годом. Откуда начнётся шествие – непринципиально, говорят заявители. Мэрии они предложили Калужскую площадь или же Новокузнецкую улицу.

Лозунг «За честные выборы», с которого всё начиналось 5 декабря 2011 года, казалось бы, уже забыт. Однако коммунисты, которые практически все гражданские массовые акции 2011-2012 года проигнорировали, неожиданно то первое требование Чистопрудного и Болотной вспомнили. Вадим Соловьёв, глава юридической службы партии и депутат Госдумы, заявил, что КПРФ готовит в Верховный суд иск с просьбой признать парламентские выборы 2011 года недействительными из-за многочисленных нарушений. «Их было более 15 тысяч», - уточнил Вадим Соловьёв. На вопрос о том, почему только спустя год после выборов, коммунисты собрались судиться, Вадим Соловьёв сказал, что это было сделано по прагматическим соображениям. Летом 2012 года Европейский суд по правам человека уже отказал КПРФ в удовлетворении аналогичного иска по выборам 2003 и 2007 годов, однако партия опыт усвоила и к рекомендации ЕСПЧ – «больше конкретных нарушений» - прислушалась. Тем и занимались год, подытожил Вадим Соловьёв. Впрочем, например, политолог Дмитрий Орешкин, неоднократный участник митингов «За честные выборы» считает, что это обращение в суд вынужденное – чтобы не потерять доверие избирателей и показать, что в партии тоже могут бороться за голоса электората. Мнение Дмитрия Орешкина, что удивительно, схоже с позицией Сергея Железняка из «Единой России», который назвал решение КПРФ «попыткой привлечь к себе внимание» и «бабушкиным брюзжанием».