Джаз – мой родной язык

Тошико Акийоши

Тошико Акийоши родилась 12 декабря 1929 года в совершенно невероятных для джазменов краях, в портовом городе Дайрен в Маньчжурии, которая была в ту эпоху марионеточным японским государством.
Тошико Акийоши с семи лет изучала классическое фортепьяно. Она рассказывала Лену Лайонсу, что ее “первый учитель был весьма посредственным, но это не имело значения, так как в самом начале все равно играешь упражнения и этюды Карла Черни или Шарля Луи Анона. Самое главное – рано начать. В противном случае музыка не станет твоей второй натурой. Нужны и автоматические рефлексы, и нужны мускулы рук и пальцев”.

В более поздние годы Тошико Акийоши говорила, что пианист подобен атлету, ему нужны накаченные мускулы и живая реакция. Когда она стала больше времени уделять композиции, сочинительству, она потеряла спортивную форму и должна была наверстывать, что было нетрудно, играя по несколько часов в день.

http://www.youtube.com/embed/i5ZeJpgscj8

Отмечу, что случай Тошико Акийоши особенный: это хрупкая маленькая японка с крошечными пальцами, чьим джазовым учителем уже в Токио, куда семья вынуждена была переехать, так как Япония проиграла войну, был пластиночный Тедди Уилсон, а позже – Бад Пауэлл.

Родители Тошико Акийоши потеряли все, что имели в Маньчжурии, и деньги для них в Японии стали главной проблемой. Тошико было пятнадцать лет, когда она начала играть с небольшим комбо на танцах. Это был хоть небольшой, но заработок.

Джазом для нее была одна единственная пластинка на 78 оборотов: Тедди Уилсона Sweet Lorain. Она слушала пластинку и училась импровизировать. Через какое-то время она уже играла в больших оркестрах, а через два года собрала собственный квартет с альт-саксофонистом Садао Ватанабэ. Теперь она слушала пластинки Сонни Роллинса и Майлза Дейвиса, внимательно изучала работу ударников: Макса Роуча, Арта Тейлора и Роя Хайнса. Джазовое фортепьяно – перкуссионный инструмент. Ударники всегда были источником новых знаний для молодой пианистки.

http://www.youtube.com/embed/3LBdNAp88ws

Открыл Тошико Акийоши Оскар Питерсон. Он был в Японии вместе с продюсером Нормэном Грэнцом на знаменитых гастролях, превративших Грэнца в миллионера, “Джаз в филармониях”. Послушав Тошико Акийоши, Питерсон позвал Грэнца. Нормэн разделил энтузиазм Оскара, и они решили, не откладывая в долгий ящик, тут же записать пианистку. Причем щедрый Оскар подарил ей по этому случаю, но лишь на один сеанс, своих контрабасиста и ударника. Это была первая пластинка Тошико Акийоши, но она принесла ей стипендию в музыкальной школе в Бёркли (Бостон), что в свою очередь привело ее в популярнейший бостонский клуб Джорджа Уэйна, устроителя ньюпортских фестивалей, Storyville Club.

В Бостоне в 1959 году Тошико Акийоши вышла замуж за саксофониста Чарли Мариано, с которым успешно гастролировала по городам и весям Америки и в Японии. Авторитет ее рос, она играла отныне соло или же в составе малых комбо: трио и квартеты. Играла она и с большими оркестрами, хотя в 71 году в Карнеги-Холле она играла со своим квартетом.

С оркестром флейтиста и саксофониста Лью Табакина, который стал ее вторым мужем, Тошико Акийоши ушла в сочинительство, в композицию. Вместе они записали 23 альбома. Тошико и Лью переехали на Западное побережье и обосновались в Лос-Анджелесе. С работой было тяжело и в конце 80-х они вернулись на Восточное побережье, в Нью-Йорк.

Они играли на фестивалях в Ньюпорте, в Европе: в Марсиаке и Ницце, регулярно записывались и, хотя коммерчески были лишь относительно удачны, пять раз завоевывали призы критиков “Даунбита” в категории “Оркестр года”.

http://www.youtube.com/embed/-4yKGoSFrD0

С годами Тошико Акийоши освободилась от груза влияния Бада Пауэла. Она продолжала играть с удивительной пылкостью и не переставала удивлять и публику, и профессионалов своей энергией и силой. При этом ей не чужда была импрессионистическая легкость и романтизм, близкий к Биллу Эвансу. Она вводила в свои композиции японские мотивы, но фильм, снятый про нее в 1984 году, носил недвусмысленное название – “Джаз – мой родной язык”.